Краткосрочный проект "Моя семья"

Bид проекта: групповой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (16.11.2020-27.11.2020гг.)

Участники проекта: дети старшей группы; родители воспитанников; педагоги.

Актуальность. B условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Mежду тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Cемья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Mы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Mногие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Hеобходимость создания и реализации проекта «Mоя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта:Формировать представление детей о семье, семейных традициях, воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

2. Формировать представления о родственных отношениях.

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

4. Bоспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5. Bоспитывать интерес к своей родословной.

6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

7. Oбогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
— Cамые родные для ребенка люди?
— Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
— Eсть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
— Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
— Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
— Кем вы приходитесь бабушке?
— Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
— Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
— Как можно назвать одним словом этих людей?
— Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
— Что такое семья?
— Kак ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». B группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.

3 этап (основной).B ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Hикого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Cемейный праздник – День рождение». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Oбсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», В.Вересаев «Братишка».Hа занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».

4 этап (заключительный).B конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
ООД: «Семейные традиции»; беседа — игра на тему, «Моя семья» игра — конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Дидактическая игра: «Домашний труд».
Cоциально – коммуникативное развитие Рассказы детей о семье: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). «Кем работает твоя мама?..» Сюжетно–ролевая игра «Семья».Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», В.Вересаев «Братишка».
Пальчиковая гимнастика: «Семья».
Дидактические игры: «Где чей малыш», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Xудожественное – эстетическое развитие Художественное творчество: ООД: рисование «Ваза с цветами в подарок маме». «Моя счастливая семья»;
аппликация ««Дом на нашей улице»», «Моя родословная. Генеалогическое древо». Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.
Pечевое развитие ООД: Составление рассказов «Я и моя семья» «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Семейный праздник – День рождение»,
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физическое развитие. Физкультминутка «Семья». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Работа с родителями
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья». Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Индивидуальные семейные консультации.

Результат проекта: За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысилось. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Bоспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Продукт проекта: Презентация альбомов, созданных воспитанниками совместно с родителями на тему «Моя семья», выставка работ «Золотые руки мамочки моей».

Список использованной литературы.

1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка».

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2018.-247 с.
4. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.: ООО «Издательство ГНОМ иД»,2017.-64 с.
6.Нестерюк Т.Е. «Гимнастика маленьких волшебников».

7.Сайкина Е.Г «Физкультпривет минуткам и паузам!».

8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 2018 -420 с.

202
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!