Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [Г] и [ГЬ]

Дошкольное образование

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематического восприятия: дифференциации звуков [Г] и [ГЬ] в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР: «Гена и гномы»

Кирюхина И.П.,

учитель-логопед СП «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», г. Рузаевка, Республика Мордовия.

Цель: создание условий для развития умения дифференцировать звуки [Г] — [ГЬ] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

— Закреплять знания детей о согласных звуках [Г] — [ГЬ], давать акустико-артикуляционную характеристику этим звукам.

— Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

— Закреплять умения определять место звука в слове.

— Закреплять умение делить слова на слоги.

— Продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов, составлению схем.

— Закреплять образование множественного числа существительных в И.

— Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

— Закреплять умение составлять схемы предложений.

Развивающие:

— Развивать психические процессы: речь, внимание, мышление, память.

— Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

— Развивать общую и мелкую моторику.

— Формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный контроль.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества, желание доводить начатое дело до конца.

— Воспитывать умение вслушиваться в речь педагога.

— Воспитывать в детях чувство доброты, сопереживания, взаимовыручки к окружающим.

Оборудование: интерактивная доска, презентация с интерактивными играми, пеналы для звуко-слогового анализа, фишки и полоски для звуко-слогового анализа на доске, магнитная доска, синие и зеленые фонарики по количеству детей, раскраски.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними!

Дети встают вокруг логопеда.

Психогимнастика «Здравствуй, солнце!»

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Логопед: прежде чем, мы начнем наше занятие, давайте вспомним правило красивой речи.

Правило красивой речи:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

Логопед: садитесь за столы!

На экране появляется сказочный лес.

Логопед: Ребята, посмотрите какой красивый сказочный лес! А вы бы хотели оказаться в этом лесу?

Дети: Да!

Логопед: Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание!

В мир волшебный и цветной

Вы отправитесь со мной.

Только хлопну я три раза,

Очутимся в лесу сразу!

Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу! Лес наш не простой, в нем живут сказочные гномы. Случайно в лес попал мальчик Гена и встретил там гномов.

Выделение первого согласного звука в словах

Логопед: Назовите первый звук в слове гном. Какой это звук?

Дети дают характеристику звуку.

Логопед: Правильно!

Назовите первый звук в слове Гена. Какой это звук?

Дети дают характеристику звуку.

Логопед: Правильно!

Ребята, вы догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Дети: Мы будем говорить о звуках [Г] и [Гь].

Логопед: Молодцы! Мы будем учиться слышать и различать звуки [Г] и [ГЬ]!

II. Основная часть.

Дифференциация звуков [Г] и [ГЬ]

Логопед: Подумайте и скажите, чем похожи звуки [Г] и [ГЬ]?

Дети: Они похожи тем, что оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем эти звуки различаются?

Дети: А различаются тем, что звук [Г] – твердый и обозначается синим цветом, а звук [Гь] – мягкий и обозначается зеленым цветом.

На экране интерактивной доски появляются схематические изображения звуков в цвете.

Логопед: Правильно!

Гене гном принес подарки:

Пироги, варенье в банке.

Угощенье Гена взял,

А «Спасибо!» не сказал!

За это гном превратил Гену в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания и выполнишь все задания правильно, то станешь опять большим!»

Ребята, поможем Гене пройти все испытания и выполнить задания гномов правильно?

Первое испытание. Преобразование слогов.

Игра «Скажи наоборот!»

Логопед: Вот и первое задание от гномов!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем слоги мы менять!

Я буду называть слоги с твердым звуком [Г], а вы – с мягким звуком [ГЬ]!

Га-га-га – гя-гя-гя Сга-сга-сга – сгя-сгя-сгя

Го-го-го – гё-гё-гё Сгэ-сгэ-сгэ – сге-сге-сге

Гу-гу-гу – гю-гю-гю Сгы-сгы-сгы – сги-сги-сги

Логопед называет слоги с твердым звуком [Г], а дети в ответ называют слоги уже с мягким звуком [Гь].

Логопед: Молодцы! Помогли Гене правильно выполнить первое задание!

Второе испытание. Дифференциация звуков в словах на слух.

Игра «Зажжем фонарики»

На экране появляется гном с синим и зеленым фонариками.

Логопед: Гномы очень любят зажигать фонарики, когда ходят по ночному лесу. Вот и мы с вами должны помочь Гене зажечь фонарики для гномов.

Я буду называть слова, если вы услышите в слове твердый звук [Г] – вы поднимите фонарик синего цвета, если в слове вы услышите мягкий звук [ГЬ] – вы поднимите фонарик зеленого цвета. Возьмите фонарики. Будьте внимательны!

Слова: Гуси, Гена, шаги, гараж, ноги, герой, гномы, гиря, горох, гитара.

Дети, услышав слова, поднимают нужный фонарик.

Логопед: И с этим заданием вы справились!

Третье испытание. Образование множественного числа существительных в И.п.

Игра «Один — много»

Логопед:Решили гномы поиграть с Геной в игру «Один — много». Поможем Гене!

Назовите один предмет, а затем много. Если назовете правильно, на экране появится изображение!

На экране интерактивной доски появляется изображение одного предмета и много предметов, дети называют сначала один предмет, а затем много.

Серьга – серьги

Книга – книги

Нога – ноги

Дорога – дороги

Радуга – радуги

Логопед: Назвали все правильно!

Четвертое испытание. Определение места звука в слове.

Игра «Отбери картинки для гномов»

Логопед: Гномы предложили Гене следующее испытание: нужно отобрать картинки, в названии которых есть твердый звук [Г] – для гнома в синем колпачке, а картинки, в названиях которых есть мягкий звук [ГЬ] – для гнома в зеленом колпачке. Но только тогда картинка попадет к гному, если вы назовете место звуков [Г] и [ГЬ] в слове.

Дети выбирают картинку, называют какой звук в этом слове и где он слышится, нажимают указкой на доску на картинку и смотрят, правильно ли они определили (картинка движется к нужному гному).

Логопед: И с этим заданием вы справились!

Пятое испытание. Развитие звукового анализа.

Звуковой анализ слова: ГНОМ

Логопед: Все получается у Гены, и решили гномы дать ему сложное задание: отгадать загадку и составить звуковую схему этого слова. Будем Гену выручать, будем Гене помогать!

Дети отгадывают загадку.

Загадка:

Он носит вместо шапки

Веселый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идет в лесу ночном.

Не ошибешься, если

Ты скажешь это? (Гном)

Автор И. Ежова

Логопед: Схему слова ГНОМ мы и будем составлять.

Возьмите пеналы и составьте схему слова ГНОМ.

Дети составляют схему на местах, а один ребенок у доски. Правильная схема появляется на экране интерактивной доски.

Логопед: Проверьте, правильно вы составили схему?

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных звуков в слове?

Сколько слогов в слове?

Какое правило, мы знаем?

Назовите первый звук в слове ГНОМ?

Какой это звук?

Назовите второй звук в слове ГНОМ?

Какой это звук?

Назовите третий звук в слове?

Какой он?

Назовите четвертый звук в слоге ГНОМ?

Какой он?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Логопед: Вы большие молодцы! Уберите пеналы на край стола! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть!

Дети выходят на физкультминутку.

Физкультминутка «По тропинке гномик шёл»

По тропинке гномик шёл, Ходьба на месте

На тропинке гриб нашел.

Раз грибок, два грибок, Приседания

Вот и полный кузовок!

Гномик охает, устал, Качают головой

Оттого, что приседал.

Гномик сладко потянулся, Потягивания вверх

А потом назад прогнулся. Наклон назад

А потом вперед прогнулся Наклон вперед

И до пола дотянулся.

И налево, и направо Повороты туловища

Повернулся. Вот и славно! Вправо, влево

Гномик выполнил разминку Присаживаются на пол.

И уселся на тропинку!

Логопед: Садитесь за столы.

Шестое испытание. Развитие мыслительных способностей. Выделение лишнего предмета по наличию звуков [Г] и [ГЬ].

Игра «Четвертый лишний»

На экране интерактивной доски появляется гном-музыкант и музыкальные инструменты.

Логопед: Гном-музыкант велел Гене найти четвертый лишний инструмент и объяснить, почему он лишний. Давайте ему поможем выполнить это задание! Даю вам подсказку: прислушайтесь к звукам!

Дети называют инструменты и выделяют лишний (в трех словах есть твердый звук [Г], а в одном мягкий звук [Г]. Это картинка – лишняя.)

А гном-спортсмен велел Гене найти четвертый лишний спортивный инвентарь и объяснить почему.

На экране интерактивной доски появляется гном-спортсмен и спортивный инвентарь.

Дети называют инвентарь и выделяют лишний (в трех словах есть твердый звук [Г], а в одном мягкий звук [Г]. Это картинка – лишняя.)

Музыкальные инструменты: гармошка, гудок, гитара, гусли.

Спортивный инвентарь: гантели, гиря, кегли, штанга.

Седьмое испытание. Профилактика дисграфии.

Упражнение «Помоги починить букву Г».

Логопед: Скажите, что такое буквы? Какой буквой мы обозначим звуки [Г] и [ГЬ]?

Вот она буква Г! Ой, что это с ней случилось? В лесу подул сильный ветер, и буква Г сломалась. Поэтому гномы дали Гене следующее задание, починить букву Г. Поможем Гене!

Возьмите с края стола карточки и простой карандаш, и допишите букву Г правильно.

Дети дописывают букву Г на карточках.

На экране появляется правильная буква Г.

Логопед: Вы правильно дописали букву Г! Уберите карточки и карандаш на край стола.

Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения.

Логопед: Гномы не только гуляют по лесу и веселятся, но и добывают драгоценные камни в пещере. Чтобы Гене стать большим, нужно выполнить еще одно задание – найти алмазы. Только в пещере темно. Мы возьмем свечку и пойдем искать алмазы вместе с Геной! Следите глазами за движением свечи, не поворачивая головы.

Дети смотрят на экран интерактивной доски, следят за свечой глазами, не поворачивая головы.

Восьмое испытание. Развитие умения деления слов на слоги.

Игра «Подели слова на слоги!»4 картинки

Логопед: Наконец, мы вместе с Геной и гномами нашли алмазы! Ура! Вот они камни! Забрали с собой находки, и вышли из пещеры. Гномы разложили алмазы в шкатулки. И дали задание: вы должны назвать картинки, определить количество слогов в словах и соединить картинки с той коробочкой, в которой такое же количество камней.

Дети называют картинки, делят слова на слоги и определяют в какую шкатулку они положат эту картинку. Нажимают указкой на интерактивную доску на картинку и проверяют правильно ли они определили.

Логопед: Молодцы!

Девятое испытание. Работа с деформированной фразой. Развитие умения подбирать схемы к предложениям.

Упражнение «Составь предложение из слов»

Логопед: В лесу подул сильный ветер,

И у гномов закружилась голова!

Перепутались слова!

Ребята, Гене помогайте!

Слова на место расставляйте,

Схему быстро подбирайте!

Я назову слова, а вы составьте из них правильное предложение.

Алмазы, гномы, собирать, любят. (Гномы любят собирать алмазы.)

Подберите схему к этому предложению.

Дети выбирают нужную схему из трех, которые появляются на экране интерактивной доски. Проверяют правильность своего выбора.

Гитаре, на, гномы, играть, любят. (Гномы любят играть на гитаре.)

Подберите схему к каждому предложению.

Дети выбирают нужную схему из трех, которые появляются на экране интерактивной доски. Проверяют правильность своего выбора.

Логопед: Молодцы, правильно подобрали схему!

Почему первое слово обозначено полоской с уголком?

Почему после последнего слова стоит точка?

Как расставлены полоски на схеме? Почему?

Дети называют правила написания слов в предложении.

Десятое испытание. Развитие памяти, выразительного чтения.

«Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу»

Логопед: очень любят гномы, когда о них рассказывают стихотворения.

На предыдущем занятии мы выучили с вами стихотворение о гномах при помощи таблицы. Давайте вспомним это стихотворение, и кто-то из вас расскажет его.

На экране появляется мнемотаблица.

Дети вспоминают все предложения стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Выходит один ребенок и рассказывает стихотворение полностью.

Стихотворение про гномов.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом построил домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил домишко.

Самый мудрый гном-гномище

Выстроил большой домище.

В чаще леса в домиках

Жили – были гномики.

Добрые, счастливые

И трудолюбивые.

Автор: И. Лопухина.

Логопед: Гномы очень довольны, им приятно слышать стихи о себе!

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Логопед: Ребята, с вашей помощью Гена прошел все испытания и выполнил все задания правильно! И поэтому!

Гену гном расколдовал,

Прежний рост ему отдал.

Снова Гена стал большой!

Воротился он домой!

Ребята, мы вместе с Геной прошли все испытания и выполнили все задания. Вы большие молодцы! Подошло к концу наше путешествие в сказочный лес. Нам нужно возвращаться в детский сад. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание!

В гостях у гномов побывали,

Потрудились, поиграли!

И снова в детский сад попали!

Откройте глаза, мы снова с вами в детском саду.

Ребята, какие звуки мы учились различать сегодня?

Чем похожи эти звуки?

Чем они различаются?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Что вызвало затруднения?

Молодцы! Вы сегодня были внимательными и активными! Справились со всеми заданиями. За это вам гномы прислали подарки: раскраски с гномами.

425
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!