ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Казакова Кристина Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе развития общества предъявляются новые социальные требования к системе школьного образования. В принятых в последние годы нормативно-правых документах (Федеральный государственный образовательный стандарт, закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.) делается акцент на том, что современный выпускник школы должен достичь такого уровня развития, когда он способен самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Благоприятным периодом формирования учебной самостоятельности является младший школьный возраст.
Анализируя разнообразие научных подходов и взглядов [2,3,4,5] можно сделать вывод, что учебная самостоятельность – это «умение учить самого себя», способность управлять своей учебной деятельностью, самостоятельно организовывать поиск (открытие) новых знаний, включать эти знания в систему знаний, проводить самоанализ своей учебной деятельности, формировать умения и компетентности.
Одним из наиболее эффективных средств формирования учебной самостоятельности является проектная деятельность, так как она способствует развитию познавательных мотивов, умений самостоятельно ставить цели при решении конкретных учебных задач, планировать и поэтапно достигать результата, осуществлять контроль и оценку, обеспечивает проявление активности обучающихся.
Несомненно, реализация проектной деятельности невозможна без создания педагогических условий. К ним можно отнести:
– поэтапное формирование структурных компонентов учебной самостоятельности с уменьшением доли участия взрослого в выполнении проекта;
– использование эффективных методов, приемов, средств при формировании учебной самостоятельности проектной деятельности;
– организация субъект-субъектного взаимодействия педагога и младшего школьника при реализации проектной деятельности.
Для подтверждения мысли о том, что проектная деятельность является средством формирования учебной самостоятельности, было проведено исследование на базе МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. В исследовании были задействованы учащиеся третьих классов, в составе 48 человек. Экспериментальная работа проводилась в контрольной (23 младших школьников) и экспериментальной (25 младших школьников) группах.
Результаты диагностики исходного уровня учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Уровни сформированности учебной самостоятельности | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
% от выборки | % от выборки | |
Высокий | 14,6 | 18,8 |
Средний | 61,3 | 62,4 |
Низкий | 24,1 | 18,8 |
Реализация первого педагогического условия – поэтапное формирование структурных компонентов учебной самостоятельности с уменьшением доли участи взрослого в выполнении проекта – обеспечивалось посредством выполнения младшими школьниками ряда проектов подобранных и построенных с учетом возрастания уровня самостоятельности школьников. Каждый проект был направлен на формирование одного из структурных компонентов учебной самостоятельности.
Опираясь на «Закон ближайшего развития», открытый выдающимся психологом Л. С. Выготским [1], на основе критерия участия взрослого в деятельности ребенка М. К. Хуснетдиновой [6] выделены следующие уровни самостоятельности работы школьника:
1. Уровень полного контроля.
2. Уровень усиленного контроля.
3. Уровень ослабленного контроля.
4. Уровень присутствия.
5. Уровень самостоятельного выполнения.
Так, например, выполнение проекта «Мои любимые животные» подразумевало полный контроль со стороны педагога, так как у учащихся экспериментальной группы не сформированы структурные компоненты учебной самостоятельности. Это был первый совместно выполняемый проект. Акцент при выполнении данного проекта делался на знакомстве с требованиями к выполнению проекта, этапе выдвижения идей и на выборе лучшей идеи. Фокус проекта пришелся на обучение детей самостоятельно умению ставить цель при выполнении проекта.
Второй проект «Необычные дома» был направлен на обучение младших школьников умению планировать ход выполнения проектного задания. Предполагался усиленный контроль со стороны учителя: то есть педагог передавал инициативу для самостоятельного выполнения некоторых элементов этапов проекта учащимся. Основное внимание в этом проекте было направлено на этап планирования и организации работы над проектом.
Работа по формированию структурных компонентов учебной самостоятельности в проектной деятельности была продолжена при выполнении проекта «Журнал о знаменитостях». Организация работы по данному проекту была ориентирована на уровень ослабленного контроля, в котором доля участи педагога снижалась на фоне возрастающей учебной самостоятельности младших школьников.
Учащиеся уже самостоятельно выдвигали идеи и выбирали, обосновывая свой выбор, одну лучшую идею для воплощения. Учащиеся самостоятельно распределялись по группам и распределяли роли в проекте. Самостоятельно следили за ходом выполнения работы и корректировали недостатки. Всё более самостоятельно учащиеся трудились над подготовкой проекта к презентации, почти полностью составляя речь для выступления.
Проект «Полезные устройства»направлен на развитие презентационных навыков и рассчитан на работу учащихся на уровне присутствия, когда учащиеся работают самостоятельно, под наблюдением учителя.
В зависимости от уровня самостоятельности школьников использовались методы стимулирования (пробуждение интереса, удивления, любопытства); и методы педагогического руководства (постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.), схемы звездочки, что обеспечивало успешность формирования структурных компонентов учебной самостоятельности. Это позволило обеспечить реализацию второго педагогического условия – использование эффективных методов, приемов и средств на всех этапах организации проектной деятельности.
Проектная деятельность изменяет роль учителя, который становится партнером создает условия для самостоятельной продуктивной активности школьника. Педагог, организующий проектную деятельность помогает ученику определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, содействует прогнозированию результатов выполнения проекта, помогает ученику оценить полученный результат и т. п. В ходе выполнения проекта педагог является носителем различных функций, таких как: куратор проекта, руководитель проекта, координатор или тайм-кипер, консультант, что обеспечивало реализацию третьего педагогического условия – организация субъект-субъектного взаимодействия педагога и младшего школьника при реализации проектной деятельности
На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика и анализ динамики уровня сформированности учебной самостоятельности у младших школьников.
Результаты сформированности уровня учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
Высокий | 14,6 | 24 | 18,8 | 18,8 |
Средний | 61,3 | 60 | 62,4 | 64,4 |
Низкий | 24,1 | 16 | 18,8 | 16,4 |
Таким образом, после проведения формирующего эксперимента по реализации педагогических условий, формирования учебной самостоятельности у младших школьников в проектной деятельности в экспериментальной группе прослеживается положительная динамика сформированности структурных компонентов учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Что позволяет говорить об эффективности целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности у младших школьников в проектной деятельности в ходе апробации выделенных педагогических условий.
Литература
1.Выготский, Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с.
- 2.Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина-Давыдова. / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. – М.: Рассказовъ, 2004. – 304 с.
- 3. Рыдзе, O. A. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Рыдзе Ольга Александровна; МПГУ. – М., 2002. – 189 с.
4. Склюева, Е. С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Е. С. Склюева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4 (41). – С.196–198.
5. Цукерман, Г. А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 2. – С. 45–67.
6.Хуснетдинова, М. К. Развитие самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий / М. К. Хуснетдинова // Преподаватель XXI века. – 2009. – № 1. – С. 63–67.