ЭКСКУРСИЯ В МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВОЕННОГО И ТРУДОВОГО ПОДВИГА 1941 – 1945 ГГ. Г.О.САРАНСК
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Зеленцова Екатерина Владимировна, воспитатель
ЭКСКУРСИЯ В МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВОЕННОГО И ТРУДОВОГО ПОДВИГА 1941-1945ГГ. Г.О. САРАНСК
В настоящее время основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. Поэтому особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно мы, воспитатели, поможем нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий развития у дошкольников этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, городу, Родине, уважению к людям разных национальностей, ветеранам войны, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации). Все вышесказанное можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как это воспитывает в ребенке не только нравственно — патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве.
Целью этой практикиявляется создание условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создание системы работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Формирование у дошкольников представления о «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945гг. г.о. Саранск». Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств.
Новизна и актуальность
Новизна педагогического опыта работы заключается в патриотическом воспитании детей через создание мини-музеев в детском саду и тесного взаимодействия с родителями через реализацию совместных проектов и похода на экскурсию в «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945гг. г.о. Саранск».
Проблемой патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных в современных условиях.
Первые чувства и уроки патриотизма дети получают в семье. От того, как строятся отношения в семье, какие интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут наши дети. Так как в семье формируются привычки, жизненные принципы.
Оптимальным решением построения целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
В процессе анализа теоретического материала было установлено, что достаточно широко освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания, но недостаточно изучено использование проектного метода для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Поставив перед собой задачу, приобщить своих воспитанников к любви и истории своей Родины, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа, к его истории. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько, велик к этому интерес детей.
Поэтому необходимо использовать музейную педагогику в воспитании нравственно-патриотических чувств через виртуальный поход в музеи.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Вершиной нравственно-патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов: разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В процессе работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
При организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: семья – детский сад – Родина; улица – родное село – страна, её столица; символика – права и обязанности – Конституция.
За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств нравственно-патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в – воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах двадцатого столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
-расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
-гармонизация развития творческой личности;
-формирование национальной идеологии;
-сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
-создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной системы XXI века. Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности дошкольного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
В детском саду чаще всего применяют мини-музеи. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Привлекаются родители к сбору материала по теме, экскурсия с ребенком в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг. в г.о. Саранск.
Как один из вариантов нравственно-патриотического воспитания дошкольников был использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен при создании мини-музеев и экскурсий в музей.
В процессе создания проекта всю работу разделили на этапы:
1.Подготовительный этап
Подбор методической литературы по музейной педагогике, специально подобранная литература на тему ВОВ, какие имеются залы в музее, военная техника, создание видеороликов и презентации по теме проекта: информация об участниках, памятных датах, дидактические игры по военной тематике. Приготовление материалов для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, клей, карандаши, пластилин).
2.Основной этап (практический) на этом этапе происходила реализация проекта. Чтение стихов/загадок о музее; Беседы: «Что такое музей?», «Виды музеев», «Что такое экспонат?», «Правила поведения в музее», «Музеи нашего города», «Какие экспонаты хранятся в Мемориальном музей военного и трудового подвига 1941-1945гг. г. Саранск».
Игровая ситуация «Угадай музей» (работа в группах)
-Давайте попробуем угадать, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Подбор подходящих экспонатов (картинок) в один музей.
-Скажите как экспонаты попадают в музей? Предположения детей.
-Как называют людей, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Людей этой профессия называют археологи.
-Есть люди, которые дарят музею экспонаты. Их называют дарители.
Дидактические игры «Отгадай и назови», «Музеи нашего города», «Что за экспонат», «Раньше/сейчас» и т.д.
Настольная игра «Сапер»
Поле поделено на 2 части. Каждому частнику нужно определить местонахождение «мины» в песке с помощью щупа, отметить ее, аккуратно очистить ее при помощи кисточки. Выигрывает игрок, который быстрее найдет и обезвредит все мины.
Слушание военных песен:
«Священная война», «Катюша», «Синий платочек»
Продуктивная деятельность:
Рассматривание медальонов, медалей и документов, найденных в ходе поисковых работ; рассматривание залов музея.
Аппликация/ лепка: Ордена из бумаги, медали из пластилина
Составление своего рассказа из личного опыта
Краткий рассказ о книге «Память» Республики Мордовия
Просмотр Виртуальной экскурсии в Мемориальном музее военного и трудового подвига 1941-1945гг. г. Саранск
3. Заключительный этап
1. Выставка фотографий посещения детей музея
2. Посещение музея родителей с детьми
3. Мониторинг качества полученных знаний о музее
4. Презентация проекта на педагогическом совете «Экскурсия в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945гг. г. Саранск».
Результаты
Стоит отметить, что в ходе проекта было сформировано представление у детей о музее.
Было расширено знание о событиях, героях войны и их подвигах, уважение к прошлому Родины; появился интерес детей к истории отечества и российской армии, дети познакомились с музейной культурой; значительно пополнился словарный запас у детей; формировалось умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Повышен уровень в музейной педагогике, а также приобретены новые знания в организации познавательно-исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов и конспектов занятий; повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ; благодаря совместному сотрудничеству с семьей вырос уровень патриотического сознания воспитанников и родителей.
Выводы: на основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что у детей появился интерес к такой форме работы. Я считаю, что разработанный план работы проекта был Реализован успешно. Поставленные цели и задачи были достигнуты и решены. Ведь все начинается с детства, и теперь с этим проектом дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как любовь к Родине, Отечеству, патриотизм.
Данная практика может иметь массовое распространение.