ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»

ОСП «Ельниковский детский сад №1» комбинированного вида.

Ельниковского муниципального района Республики Мордовия

Бобылева Ирина Геннадьевна, учитель-логопед

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новизна, актуальность новых концептуальных положений, на которых базируется лучшая практика.

Новизной представленной практики является разработка и внедрение в педагогический процесс системы работы по формированию фонематического анализа и синтеза с использованием дидактических игр.

На протяжении ряда лет в ДОО уделяется большое внимание работе по коррекции речи, т.к. количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Поэтому, данная работа:

-улучшить процесс коррекции речи;

-способствует положительному эмоциональному состоянию детей в результате непосредственно образовательной деятельности;

-подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте;

-предупреждает дисграфию и дислексию у дошкольников;

-значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда;

-а также помогает подготовить детей к успешному обучению в школе.

Среди всех речевых дефектов нарушение фонематического восприятия анализа и синтеза является наиболее распространённым. Результаты обследования детей в МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» показали, что нарушения этого же характера имеют большое количество детей, что составляет 70% старших дошкольников. Нарушение фонематического восприятия часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильно произносить, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях является организованная непосредственно образовательная деятельность (НОД) детей, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание НОД определяется программой обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. При коррекции речи приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является дидактическая игра. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то формирование навыков фонематического анализа и синтеза посредствам использования дидактических игр будет, на мой взгляд, более эффективным.

Значимость дидактической игры, её широких возможностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста обусловлена тем, что ей принадлежит особое место в жизни дошкольника в силу ряда причин.

Во-первых, эта игра, на ряду с другими видами игр, лежит на главной линии психического развития в детстве и обеспечивает становление присущих ему специфических новообразований. З. М. Богуславская подчёркивает, что в процессе дидактической игры у ребёнка складываются познавательные мотивы. Е. Е. Кравцова отмечает формирование понимания условной ситуации, а А. Н. Леонтьев обращает внимание на умение детей принимать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней, на самоконтроль, на произвольность внимания и поведения, соподчинение мотивов на основе выполнения правил, на дифференциацию самооценки.

Во-вторых, дидактические игры на логопедических занятиях способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произношению. учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В-третьих, дидактическая игра отвечает возрастным особенностям, потребностям и интересам дошкольников.

В-четвёртых, игра позволяет реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка – одно из главных требований современной концепции дошкольного воспитания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В современной логопедии дидактическая игра создаётся педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребёнком и является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Таким образом, дидактическая игра занимает важное место в жизни дошкольников, а особенно для детей с недоразвитием речи, т.к. повышает интерес к выполняемым заданиям и способствует лучшему усвоению материала. Именно в игре ребёнок учится воспринимать, думать, говорить.

Я думаю, выбранная мной тема практики актуальна в коррекции речи детей.

Описание лучшей практики.

Цель: разработать эффективные способы организационно-методического плана работы для успешного достижения постановки, автоматизации и закрепления звуков в повседневной речи детей дошкольного возраста; умение воспринимать, анализировать и обобщать необходимые звуки, слоги, слова.

Задачи:

1. Изучать и анализировать литературу по данному вопросу.

2. Проводить обследование группы детей с нарушение речи.

3.Формировать сознательный интерес и привлекать к плодотворному сотрудничеству родителей.

4.Повысить компетентность родителей.

5. Подбирать методы и приемы работы с детьми.

6. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза через дидактические игры и упражнения.

7.Составить календарно-тематический план работы и внедрять его в работу с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

8. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.

9. Разработка методических рекомендаций для родителей.

10. Анализировать результаты коррекционной работы.

11. Делать ежегодные отчеты по проделанной работе. Презентации, открытые занятия и мероприятия.

В основу работы логопеда легли следующие принципы:

  • -принцип системности;
  • -принцип комплексности (взаимодополняемость);
  • -принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям;
  • -принцип адекватности требований и нагрузок;
  • -принцип коммуникативности;
  • -принцип коллективизма;
  • -принцип наглядности;
  • -прочность усвоения;
  • -принцип развивающего обучения;
  • -принцип единства диагностики и коррекции.

Ожидаемые результаты:

  • -повышение темпа развития речи в целом, за счет включения в подгрупповые и индивидуальные занятия дидактические игры и задания по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • -полноценное освоение звуковой стороны речи, фонематического восприятия анализа и синтеза;
  • -повышение уровня родительской и педагогической компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей.

Содержание работы с детьми было спланировано по следующим направлениям:

  • 1.Обучение простым формам фонематического анализа:
  • -выделение звука на фоне слова;
  • -выделение первого и последнего звука в слове;

2. Обучение сложным формам фонематического анализа:

  • -определение места звука в слогах, словах;
  • -определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и словах;
  • -определение количества звуков в словах;
  • -формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах и словах;

Результативность образовательной деятельности.

Мониторинговое сопровождение результатов развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников (Приложение 1).

После проведения речевого обследования детей старшего дошкольного возраста (май 2020 уч.год) был выявлен низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза. По уровню сформированности простого фонематического анализа, было выявлено, что из 25 детей логопедического пункта 16 человек находятся на низком уровне, трое детей на среднем уровне, 6 детей на высоком уровне. По уровню сформированности сложного фонематического анализа: 16 детей находятся на низком уровне, 9-на среднем уровне. По уровню сформированности фонематического синтеза: 15 детей находятся на низком уровне, 10 среднем. Организованное исследование позволило определить и проанализировать уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников и провести качественный анализ результатов.

Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно послушав, выделить звук в разных позициях в слове. Многие ребята затруднялись в отборе картинок на заданный звук, возникали затруднения в придумывании слов на заданный звук, трудности в определении места звука в слове, в узнавании и назывании первого, последнего звука в слове; составление слов из звуков у всех детей вызвало большое затруднение.

При диагностировании уровня сформированности фонематического анализа и синтеза (апрель 2021 уч.год) старшие дошкольники показали следующие результаты:

После проведённой работы по данной теме заметна динамика в развитии фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников. При диагностировании уровня сформированности фонематического анализа и синтеза, после специально организованного обучения, старшие дошкольники показали следующие результаты. По уровню сформированности простого фонематического анализа, было выявлено, что 14 детей, находящихся на низком уровне, перешли на средний, двое остались на низком уровне, но у них произошли изменения внутри уровня, 6 детей, находящихся на среднем уровне, перешли на высокий. По уровню сформированности сложного фонематического анализа: 13 детей с низкого уровня перешли на средний уровень, один ребёнок остался на низком уровне, но у него произошли изменения внутри уровня, на высокий уровень перешли 9детей со среднего и 2 ребенка с низкого уровня. По уровню сформированности фонематического синтеза: 14 детей, находящихся на низком уровне, перешли на средний, на высокий уровень перешли 10 детей со среднего и один с низкого уровня.

Дети могут с лёгкостью определить место заданного звука в слове, придумать слова на заданный звук, выделить начальный и конечный звук в слове, повторить слоговой ряд, ряд слов; найти рифмующееся слово, различать длинные и короткие слова, с удовольствием отстукивают и отхлопывают слово по слогам, отсчитывают количество звуков, слогов в слове, дети с удовольствием собирают «рассыпанные звуки» в слова.

Проведённая коррекционно-педагогическая работа дала положительную динамику. Важная роль в формировании фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников принадлежит педагогическим условиям. Наиболее удачными следует считать: дидактические условия, они позволяют использовать на занятиях различные приёмы и методы, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза; важными являются психологические условия, они дают возможность подобрать игры и упражнения с учётом психологических особенностей детей с нарушением речи.

Результаты проведённого исследования дают утверждать, что игра является деятельностью, создающей оптимальные условия для формирования фонематического анализа и синтеза.

Совместная работа с воспитателями показала, что: воспитатели оказывают помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию фонематического анализа и синтеза, играми по работе над звуками с элементами моделирования и использования символов.Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации звуков с использованием игр в ходе групповых, подгрупповых занятий и режимных моментов. У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемой исходя из заданий логопеда.

Совместная работа с родителями показало, что: у родителей сформирован интерес к проведению коррекционной работы с детьми, в условиях семьи по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза и работе по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Налажена консультативная и разъяснительная работа по коррекции речи. Родители активно посещают родительские собрания, открытые занятия, оказывают помощь в изготовлении дидактического материала.

В заключении делаем вывод, что система работы по развитию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, представленная в данном опыте дала положительную динамику.

Перспективы массового распространения лучшей практики

Своим опытом по теме «Дидактическая игра как средство развития

фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников» я делюсь с педагогами на районных методических объединениях, на педагогических советах, на районных конференциях педагогических работников общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации педагогов вГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»

На сайте социальных работников образования, я представила множество различных конспектов занятий и мероприятий с использованием различных дидактических игр. Консультации для родителей по выбранной теме так же представлены на сайте https://nsportal.ru/irinka1417

Видео логопедического мероприятии с использованием дидактических игр см. на сайте https://www.youtube.com/watch?v=3w3VJDC5L24&t=50s

Предлагаемый материал (Приложение 2) может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей, учителями-логопедами, а также родителями.

Это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство педагога, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Список литературы

1.Алтухова, Н.Г Научитесь слышать звуки. СПб. «Лань»,1999. – 112 с.

2. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.П.: Детство-Пресс, 2005.

3. Балобанова, В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.

4. Калмыкова, И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития.1998 – 240с.

5. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В., «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» – М., «Гном Пресс» 1998.

6. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов нД: Феникс, 2006 – 349 с.

7. Скворцова, И.В Логопедические игры для детей 5-6лет. М: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»,2008. – 208с.

8. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

9. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

10.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

Приложение 1

Методика иссле?

299
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!