Лэпбук «Страна безопасности в природе» Дидактические игры для детей 5-7 лет

Лэпбук

«Страна безопасности в природе»

Дидактические игры для детей 5-7 лет

Дидактическая игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-7 лет.

Автор: Селдушева А.А.

Пояснительная записка

Лэпбук, как новая форма работы с детьми уверенно занимает место

среди дидактического материала. Лэпбук — это самостоятельная книжка-

раскладушка или тематическая папка с кармашками. В ней собирается

материал по какой-то определенной теме. Ее можно переносить с собой в

группе, использовать в разных видах деятельности детей, и самое главное- в

этой папке спрятано множество игр и сюрпризов для детей.

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группе, где одновременно будут

заняты несколько детей. Можно выбрать задание под силу каждому ребенку.

Это пособие может быть использовано воспитателями, родителями. В любое

удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет

пройденное. Лэпбук отличный способ закрепить определенную тему с

детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в

процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке

информации. Дидактическое пособие лэпбук «Страна безопасности в

природе» предназначен для старшего и подготовительного дошкольного

возраста.

Цель данного пособия — развитие познавательных способностей детей,

систематизация знаний по средствам развития заданий и игр.

Данный лэпбук позволяет решить задачи обучения на принципиально

новом уровне, так, как в одной папке собран различный материал по одной

теме, что позволяет в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать

имеющиеся знания детей о безопасности в природе.

Образовательные задачи:

На освоение нового и обобщение знакомого содержания;

Дать представление о безопасных правилах поведения в природе;Учить устанавливать причина-следственные связи между образом

жизни и самосохранностью человека;

Учить классифицировать виды опасности.

Развивающие задачи:

Создать условия для активизации психических процессов;

Внимание;Память;Мышление;Речь;Воображение.

Практические задачи:

Развивать мелкую моторику;Упражнять в умении ориентироваться на плоскости;Закрепить умение раскрашивать;Упражнять в умении собирать разрезные картинки.

За основу своего Лэпбука я взяла пластиковую панель, подобрала игры,

картинки, иллюстрации, книги. Разные по форме кармашки

Пособие может применятся как при групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми 5-7 лет. Игра «Страна безопасности в природе» могут использовать учителя, педагогом-психологом, воспитателем, родителями, дефектологами.

Цели задачи.

Материал: папка из пластика с кармашками, карточки с картинками, фишки красного и зеленого цвета.

Предлагаемый вариант игр:

  • 1.«Опасно — не опасно»
  • 2.«Лесник»
  • 3.«Будь осторожен в природе»
  • 4.«Выбери съедобные грибы и ягоды»
  • 5. «Соберем рюкзак в дорогу»
  • 6.«Придумай рассказ»
  • 7. «Радости и огорчения»
  • 8.«Что такое хорошо, что такое плохо».
  • 9. «Что было бы, если бы…».
  • 10.«А как бы поступил ты?»
  • 11.«Зелёная азбука»
  • 12. «Что было бы, если из леса исчезли…»
  • 13. «Береги природу»

Дидактическая игра «Опасно — не опасно».

Цель игры: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи;

Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, кружочков с зеленым и красным цветом.

Ход игры: 1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую — если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую — с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют свой выбор (помощь воспитателя, если дети затрудняются с ответом).

Дидактическая игра «Лесник»

Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Дидактическая игра «Будь осторожен в природе»

Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.

Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.

Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал: карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Вариант 1

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Вариант 2

На игровом полотне выставляется пять или шесть съедобных и несъедобных грибов и ягод. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»

Цель игры: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.

Материал:

— картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.

Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.

Дидактическая игра «Придумай рассказ»

Цель: учить составлять рассказ по сюжетным картинкам. Материал: Сюжетные картинки. Ход игры: дети раскладывают сюжетные картинки в определенном порядке и составляют рассказ.

Дидактическая игра «Радости и огорчения»

Цель игры: учить детей радоваться красоте природы; формировать отрицательное отношение к плохим, жестоким поступкам людей в природе.

Материал: картинки изображающие положительное и отрицательное поведение в природе, фишки.

Игровые действия: припоминание радостных моментов, замеченных в природе, а также тех впечатлений, которые вызвали огорчение.

Игровые правила: переживать красивое, хорошее как радость, испытывать огорчение от плохого.

Ход игры: Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель показывает карточку с ситуациями в природе, называет начало предложения, а дети по желанию его заканчивают. Например:

Самое красивое место в парке (сквере)…

Мне было радостно, когда…

Я очень огорчился (ась), когда…

За каждый ответ дошкольники получают фишки красного цвета.

Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.

В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: уточнить представления детей о роли природы в жизни людей; обратить внимание на то, что хорошие поступки людей облагораживают природу, а плохие – приносят вред.

1 вариант.

Материал: картинки изображающие разные ситуации поведении детей в природе, кружочки тёмного и светлого цветов.

Игровые действия: оценка поступков с помощью карточек.

Игровые правила: внимательно и до конца дослушивать истории, предложенные воспитателем, только потом оценивать поступок тех людей, на которых укажет воспитатель.

Ход игры: воспитатель рассказывает истории по картинкам. Дети должны оценить поступки, которые совершили герои этих рассказов: если плохой – показать тёмную карточку, если хороший – светлую, затем объяснить, почему оценили поступок именно так.

Результат: тот, кто даст правильную оценку – молодец.

2 вариант:

Материал: рисунки с изображением действий людей по отношению к объектам природы (например: дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки на деревьях, рвут цветы; дети делают скворечники; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки), карточки тёмного и светлого цветов.

Игровые действия: описание действий людей и их оценка.

Игровые правила: внимательно посмотреть на картину, только потом оценивать поступки.

Ход игры: воспитатель показывает картинку, а дети передают её содержание, затем оценивают поступки с помощью карточек (аналогично первому варианту).

«Что было бы, если бы…»

Цель: воспитывать гуманное отношение к природе; развивать эстетические чувства, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её.

Материал: загадки об отношении детей к природе. Картинки соответствующие загадкам.

Игровые действия: слушать вопрос – загадку воспитателя и отвечать на него.

Игровые правила: не мешать друг другу слушать и отвечать, при необходимости дополнять ответы товарищей.

Ход игры:

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру «Что бы было, если бы…». Будем загадывать загадки об отношении к природе. Начну я:

— Что было бы, если бы все дети начали рвать листочки на деревьях, ломать ветки?

— Что было бы, если бы дети берегли деревья, травку, цветы?

— Что было бы, если бы вы прогнали из дома всех собачек и кошек?

— Что было бы, если бы вы кормили домашних животных, ухаживали за ними, заботились о них?

— Что было бы, если бы дети разоряли птичьи гнёзда?

— Что было бы, если бы вы помогали птицам, подкармливали их зимой?

— А теперь сами подумайте и загадайте загадку на тему «Что было бы, если бы…»

Результат: тот, кто буде т загадывать и отгадывать загадки – молодец.

«А как бы поступил ты?»

Цель: формировать у детей способность давать мотивированную оценку поведению в природе сверстников, взрослых, своему собственному.

Материал: отрывки из художественных произведений, реальные факты хороших и плохих поступков взрослых или детей в природе.

Игровые действия: оценка действий других в природе и выбор собственной линии поведения.

Игровые правила: отвечать по очереди, ожидать, не нарушая общего хода игры.

Ход игры:

Перед воспитателем лежат карточки с изображением разных ситуаций поведения детей в природе, он берет одну из них и описывает ситуацию

, в которых взрослые или дети поступали хорошо и плохо. Затем просит дошкольников рассказать о том, как бы они поступили на месте героев

Результат: за правильные ответы дошкольники получают значки фишку.

Примеры ситуаций:

Шёл однажды мальчик Саша по лесу и увидел маленького ёжика. Мальчик остановился и подумал: «Скучно, наверное, ёжику одному в лесу, возьму-ка я его к себе домой». Взял Саша ёжика и пошёл домой. А как бы вы поступили на месте Саше?

Однажды, гуляя весной в парке, Катя увидела цветок одуванчика. Он был такой большой, такой жёлтый, такой красивый! Катя присела, чтобы сорвать одуванчик, но потом подумала: «Нет, не буду рвать, пусть растёт». А как поступили бы вы?

Как-то раз, во время прогулки по лесу, Петя увидел муравейник. Мальчик присел, чтобы посмотреть, как суетятся, трудятся лесные насекомые. Но вдруг Петя громко крикнул: его укусил за ногу муравей. От злости Петя сильно ударил ногой муравейник и разрушил его. А как поступили бы вы?

«Зелёная азбука»

Цель: учить детей правилам поведения в природе; воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Материал: карточки с графическим изображением правила поведения в природе: муравейник, паук с паутиной, птичье гнездо на дереве, магнитофон, мусор, костёр, рука, рвущая цветы, нога, топчущая траву и грибы, топор, рубающий дерево, сачок, ловящий бабочек (все отрицательные действия перечёркнуты красной линией).

Игровые действия: отгадывание правил, соревнование.

Игровые правила: описывать правило кратко, но так, чтобы другим было понятно.

Ход игры:

Воспитатель говорит: «Мы сейчас поиграем в школу. Буде учиться правилам поведения в природе и научимся беречь природу. Я буду показывать чудесные картинки, а вам надо будет отгадать, что нарисовано на её страницах». Тот ребёнок, который первым объяснит правило, получает фишку.

Результат: У кого в конце игры окажется больше фишек, тот станет победителем..

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: учить детей понимать, что все живые существа необходимы друг другу. Материал: ромашка, картинки с объектами природы

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

В лепестках ромашки — картинки, изображающие растения, птиц, ягод, зверей и т.д. Воспитатель загибает один из лепестков, предлагает спрятать насекомое, и дети должны рассказать:

— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Вариант 2

«Береги природу»

В лепестках ромашки — картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель загибает один из лепестков с картинкой, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Литература:

Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Мн., 1981.

Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Мн., 2001г.

1011
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!