Особенности формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования творческой активности у детей

старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности, поведение, происходит реализация всех потенциальных сил.

По мнению Л. Р. Болотиной, в старшем дошкольном возрасте у детей возникают личностные новообразования: «соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения».

Со слов Е. О. Смирновой, ребенок в старшем дошкольном возрасте «начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности».

Л. С. Выготский считает, что в старшем дошкольном возрасте изменяется характер взаимоотношений ребенка не только с миром, но и со сверстниками: появляется интерес к ним, возникает особый характер общения, общая игровая и творческая деятельность .

Для развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки: к этому возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется, она оценивает уже не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, что отражается в развивающейся адекватной самооценки, изменениях взаимоотношений, деятельности. целом. К концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для развития творческой активности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца: проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.

По мнению Л. С. Выготского, в старшем дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном, носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста, в связи с развитием игры и под влиянием взрослого, у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Все новообразования детей старшего дошкольного возраста позволяют им проявлять высокий уровень творческой потребности: дети задают много вопросов, с интересом создают новое, выражают в деятельности свои творческие решения. Этому способствует и развитие словесно-логического мышления старших дошкольников, которое предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. У старших дошкольников появляется способность использовать словесные рассуждения при решении творческих задач.

Р. С. Немов отмечает, что к поступлению в школу мышление ребенка должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно — действенной, наглядно-образной, словесно-логической».

По мнению Н. Н. Поддьякова, старший дошкольник способен:

– решать задачи в наглядно-действенном плане;

– в процесс решения задачи уже включена речь;

– задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объекта;

– задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт;

– решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Н. Н. Поддьяков сделал вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста пройденные этапы в совершенствовании мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а «преобразуются, заменяются новыми, более совершенными».

В старшем возрасте дети очень часто проявляются себя творцами, используя для этого уже имеющиеся у них навыки работы с предметами; дети способны находить оригинальные творческие решения. Творческая активность старших дошкольников проявляется в: лепке, рисовании, танцах, театрализованной деятельности, ручном труде, играх, декоративном и изобразительном творчестве, драматизации, словесном творчестве и так далее. Зачастую дети от простого подражания взрослым переходят уже к самостоятельным поискам создания новых продуктов творческой активности. При этом фундаментом этой активности становится их воображение.

Творческая активность детей старшего дошкольного возраста характеризует их стремление «переосмыслить» имеющиеся знания, пополняя новыми, которые созданы воображением. Дошкольников данной возрастной категории характеризует творческий подход и познавательно-творческая активность. Дети задают много познавательных вопросов, любопытны, любознательны, проявляют инициативу и настойчивость в творческой деятельности.

Выделяются несколько элементов структуры творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста:

– мотивационная составляющая;

– творческая деятельность детей, ее содержание;

– творческие операции ребенка;

– эмоционально-волевой настрой ребенка.

На наш взгляд, предпосылками формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста могут стать:

– осознание необходимости творческой деятельности;

– интерес к новой творческой работе;

– желание принимать участие в коллективной и личной творческой деятельности;

– сформированность воображения, фантазии;

– способность решать творческие задачи;

– получение радости от приобретения новых знаний о творчестве.

Н. Г. Тагильцева выделяет следующие показатели уровня сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:

– качество отношения к творческой деятельности (степень увлеченности, воображения, искренность переживаний, то есть степень развитости художественных способностей);

– качество методов творческой активности (реакция, находчивость, создание новых оригинальных решений);

– качество результатов творческой активности (отбор персонажей, предметов, художественных средств; степень самостоятельности).

Творческая активность старших дошкольников проявляется в желании выразиться в деятельности, труде, игре, выполнении поделок и так далее. Такая активность формируется только при определенных условиях, когда:

– развиваются способности детей к творческой деятельности;

– происходит самоутверждение при отборе необходимых средств выразительности в творческой деятельности детей;

– совместная деятельность детей принимает характер сотворчества;

– возникает эмоциональный отклик, организуется содержательная творческая деятельность;

– возникает стремление познать новое.

На наш взгляд, творческая активность детей старшего дошкольного возраста формируется поэтапно, пошагово. Отметить основные пути формирование творческой активности:

– развитие интереса к творческой деятельности;

– определение задач творческой деятельности;

– интерес ребенка к творческому процессу;

– выбор способов творческой деятельности.

По мнению Л. Р. Болотиной, важным условием формирования творческой активности старших дошкольников может стать «теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе». Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для «возвращения» ребенка из творческого поиска и собственных открытий.

На наш взгляд, необходимо стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Важно поощрять творческие «находки» ребенка, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения, включить похвалу и поддержку, беседу, показ. Важно помогать ребенку делать правильный выбор средств творческой деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста с интересом приобретают умения в творческой деятельности посредством:

– обогащения собственного опыта;

– наблюдения за объектами окружающей действительности;

– приобретения элементарных умений осуществлять творчество в различной деятельности: игровой, художественной, трудовой, познавательной, декоративной и так далее;

– грамотно выстроенной системы творческих заданий для детей;

– умения детей создавать новые неординарные образы в своей творческой деятельности;

– создания проблемных ситуаций, побуждающих к фантазии, воображению;

– личностного отношения ребенка к собственной творческой деятельности;

– возможности проявлять креативность в различной деятельности.

Чтобы творческая активность детей старшего дошкольного возраста формировалась продуктивно, она должна строится на следующих условиях:

– на учете индивидуальных и возрастных особенностей детей;

– на создании творческой и развивающей среды;

– на выявлении интересов и потребностей детей в творческой деятельности;

– на побуждении детей познавать новое, создавать оригинальные продукты своего творчества;

– на правильном выборе деятельности.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети приобретают возможности и способности к творческой деятельности, у них начинают развиваться отдельные компоненты способностей к творчеству. Дети способны действовать от мысли к творческой ситуации. В этот дошкольный период создаются благоприятные условия для формирования творческой активности детей, которые могут создавать новые творческие продукты, проявляют фантазию, вариативность, активную творческую деятельность. Старшие дошкольники имеют все предпосылки для развития творческой активности в различной деятельности: они любознательны, обладают пытливым умом, изобретательность, стремятся преодолевать трудности, создавая новые продукты своего творческого труда. У детей развивается мотивация к творческой деятельности, высокий интерес включиться в творческий процесс; формируется познавательный интерес и потребность собственного выбора в самостоятельных поисках. Старший дошкольник во многом самостоятелен, учится преодолевать трудности; его творческая деятельность, во многом, имеет уже личностную направленность. Творческая активность старших дошкольников формируется при организации различной деятельности: игровой, продуктивной, познавательной.

485
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!