Конспект по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе) Тема «Волшебница – зима»

Конспект по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе)

Тема «Волшебница – зима»

Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно — следственных связей, через развитие речевой активности и активизацию словаря по теме «Зима».

Задачи:

Образовательные:

Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).

Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».

Учить детей старшего дошкольного возрастаделить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).

Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук. («Назови слово»)

Согласовывать существительные и прилагательные.

Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно — ласкательную форму («Назови ласково»)

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.

Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.

Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения и поведения

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.

Методические приемы:

Сюрпризный момент

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки,).

Игровой

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Форма: групповая

Оборудование:Мультимедийная презентация, коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); Снежинки для коробки; снежок для игры; снежинки в квадратах для выкладывания слогов, снежинки разные по размерам.

Образовательные области: Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие

Целевые ориентиры:

использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,

применяет знания о сезонных явлениях

правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания,

называет слова с заданным звуком.

использует элементарные способы словообразования,

способен членить слова на слоги

устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1.Вводная часть

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! ( дети стоят в кругу)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.

Воспитатель: — Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. ( Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: — Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:

«Дорогие ребята старшей группы, Злая Вьюга заколдовала мою посылку и чтобы расколдовать ее, вам необходимо выполнить задания»

А теперь мы должны занять места. Какой зимний вид транспорта вы знаете? Отлично, много видов зимнего транспорта вы знаете! Дети, а чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся выполнять задания, чтобы открыть волшебную посылочку, давайте отгадаем загадку:

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку и Миланку,

По дорожке катят…санки.

2 слайд (Сани)

Воспитатель: Правильно, ребята, запрягайте сани и едем на стульчики

Воспитатель: Дети, а что бы сани наши поехали, давайте произнесем волшебные слова:

Ма-ма-ма – наступила зима.

Зи-зи-зи – на санях скользи.

Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.

( Дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель снова показывает коробочку (со снежинками)

Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)

3 слайд (Картина зима)

№ 1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь)

2Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

2.Дидактическая игра: «Какая бывает зима».

— Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

— Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

— Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

— Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

3) стихи о зиме (Ульяна, Паша, Аня)

4)Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель называет слова, передает снежок детям, дети отвечают и передают обратно

Снег — снежок

Мороз — морозец

Ветер — ветерок

Лед — ледок

Зима — зимушка

Сосулька — сосулечка

Дерево — деревце

Горка — горочка

Холод — холодок

Санки — саночки

Снежинка – снежиночка

Шапка – шапочка

Шуба – шубка

Шарф – шарфик

Свитер – свитерок

4 слайд (дети играют и лепят снегурочку)

Физминутка. Зима

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим.

И Снегурку лепим мы,

Гостью – зиму любим мы.

5 слайд(пословицы о зиме)

5.Пословицы, приметы, признаки о зиме (называют все дети)

6 слайд ( картина дети играют зимой)

6. Придумай предложение о зиме (по картине)

7 слайд ( Картинки )

7. Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Дети, посмотрите, снег пошел! Какие красивые снежинки летят! И на стол к вам легли. Пойдемте, рассмотрим их. Какие они? (ответы детей)

Дети, вы много назвали слов, а из чего они состоят? (из слогов). Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из снежинок. Сколько слогов, столько и снежинок:

ЗИ — МА, ЛЫ — ЖИ, КОМ, СНЕ – ГО — ВИК,

ЛЕД,

СНЕ – ГО — ПАД.

Воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог.

8 слайд ( Картинки ) ( снежинки, сосулька, снег, санки)

8.Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: Вьюга задумала слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке.( на слайде)

Рефлексия. – О каком времени года мы сегодня говорили?

— Мы с вами много играли, вам понравилось?

— А что понравилось больше всего делать?

— Ребята, а может, кому-то было сложно, что не получалось?

Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке.Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

1267
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!