Доклад на тему "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
ДОКЛАД на тему: « Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста».
1. Значение духовно – нравственного воспитания дошкольников и его нормативно – правовые основы.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание детей? Это прививание детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Именно поэтому ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников .
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В рамках программы « От рождения до школы», по которой мы работаем, нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине.
На основе данной программы в нашей группе составлен перспективный план работы в этом направлении на текущий учебный год, где в результате реализации запланированных мероприятий решаются задачи воспитания уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
II. Основные формы, методы и принципы работы с детьми по духовно – нравственному развитию.
Воспитательная система по духовно – нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все те формы работы с детьми и виды деятельности, которые мы каждый день в своей практике применяем.
В своей ОД мы используем следующие основные формы работы с детьми: Тематические занятия, проектная деятельность, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций ( в том числе иллюстрированных энциклопедий, имеющихся в большом количестве в арсенале личной библиотеки), прослушивание аудиозаписей.
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка, мы используем следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, стараемся побуждать их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, даём ребятам высказаться. Это позволяет нам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
В средней — старшей группах мы проводили этические беседы: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое подвиг?», « Наш помощник этикет» и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой « Два товарища», « Дед и внук», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А. Барто«Помощница». Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённыекак в основную образовательную деятельность, так и в дополнительную работу с детьми. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, мы стараемся ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем все виды игр для развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Мы проводим такие дидактические игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Словарь вежливых слов», игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группе обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии).
Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота, например, о кукле, как о носителе человеческих качеств, учатся дети быть вежливыми.
Сюжетно – ролевые игры: «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «На дне рождения»; «Если другу плохо…», «Больница». В ходе игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как: кто – то плачет, заболел или потерялся.
Широко применяем театрализованные игры из своей картотеки. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Особо хочется выделить использование в своей работе игр-драматизаций на основе прочитанных произведений. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий. Поэтому, в группе мы организовали театральный уголок, оснащенный разнообразными видами театра: пальчиковый, настольный, театр картинок; и уголок ряжения, где имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно- ролевых игр. (слайды)
4. Занятия продуктивной деятельностью способствуют формированию и развитию у детей дошкольного возраста чувства ответственности, волевые качества, творческие способности, стремление порадовать других людей, что как раз необходимо для воспитания нравственной и духовно богатой личности. Для её всестороннего развития мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ. Работая в этом направлении, мы часто организовываем выставки и конкурсы рисунков, поделок.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра; гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание; естественнонаучный принцип, который основывается на понимании возрастных особенностей детей, культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с ФГОС.
III. Основные направления работы по духовно – нравственному развитию детей.
Духовно – нравственное развитие – широкое понятие, включающее следующие взаимодополняющие друг – друга основные направления:
1.Воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Формирование представлений об эстетических идеалах.
5.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
6.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, учению, жизни.
1. Воспитывая гражданственность и патриотизм, мы формируем такие черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Работая в этом направлении, мы организовали в своей группе уголок по гражданско – патриотическому воспитанию. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы старались научить ребенка с младшего возраста. В связи с этим, нами составлены тематические альбомы « Мой Краснослободск», «Моя Россия», «Русские народные игрушки». В средней группе был реализован проект «Моя семья». Реализуя региональный компонент, часто рассматриваем репродукции картин Ф.Сычкова, иллюстрированный альбом работ С.Эрьзи. К празднику Победы детьми нашей группы были изготовлены сувениры, которые ребята затем вручили ветеранам на митинге возле памятника Неизвестному солдату. Выпущена совместно с родителями стенгазета «Мой дед – герой». Ко Дню народного единства организована тематическая выставка. Недавно был проведён утренник, посвящённый празднованию Дня Матери.
Знакомство детей с основами православной культуры является небольшой частью моей работы по ознакомлению их с культурно – историческими ценностями и традициями народа, приобщение к его духовным истокам. А всё это способствует формированию гражданственности и патриотизма.
На занятиях мы читаем художественные произведения духовно – нравственного содержания, такие, как «Детям о добре», рассматриваем большие альбомы с фотографиями православных храмов России и Мордовии. Ребятам очень понравились детские книги о житиях святых. Особенно любимые Матронушка и Николай Чудотворец. После прочтения и обсуждения этих книг, дети сами решили делать добрые дела (помочь и защитить того, кто слабее, оказать внимание старшим, поделиться с другим). Удалось сфотографировать те моменты, когда дети, взаимодействуя в группе между собой, оказывались в ситуации нравственного выбора, что и представлено в виде слайдов. К тому же сам контингент детей нашей группы в силу своих личностных особенностей создаёт воспитывающие ситуации.
Ежегодно совместно с родителями организуются выставки поделок на пасхальную тематику, в средней группе с участием священнослужителей проведён утренник « Светлая Пасха».
2. Работая по второму направлению над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, мы делаем акцент на выработку навыков личной гигиены и знания способов сохранения и укрепления здоровья. Для этого проводим беседы, разные виды игр, читаем художественную литературу по теме, используем фольклор. Нами были разработаны тематические альбомы « Мир спорта», «Вредные и полезные продукты», папки – передвижки «Здоровейка», по разным видам безопасности. В средней группе было проведено развлечение по ПДД.
Разработано и проведено тематическое занятие «В стране здоровья». Организован информационный уголок здоровья для детей и родителей. Также тщательно практикуем использование здоровьесберегающих технологий во всех режимных моментах.
3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Одним из направлений духовно – нравственного развития детей является экологическое воспитание, ведь нравственные качества закладываются от любви к природе. Родная природа окружает ребёнка с первого мгновения его жизни, поэтому она более понятна и доступна ему. Моя мечта –это растить добрых, отзывчивых, милосердных детей, учить их экологически – грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. Мы знакомим детей с природой родного края через наблюдения на прогулках, оформление папок – передвижек «Животный мир Мордовии», «Птицы Мордовии», тематические альбомы «Опасные и полезные насекомые в природе нашего края», «Люби и охраняй». Мной разработано и проведено занятие по экологии «В гостях у Берёзоньки». Каждую осень организуем эковыставку «Дары природы».
И работая над этим, я стараюсь использовать все формы работы, но заметила, что самые интересные и эффективные – это наблюдения за объектами природы в естественных условиях (наблюдения на прогулках, опыты – эксперименты). Так появилась идея создать исследовательско – творческий проект «Водица – волшебница», в рамках которого расширялись знания детей о неживой природе – воде. Путём экспериментирования мы разбирались в свойствах и состояниях воды.
В группе создан уголок природы, где размещены комнатные растения. И мы решили познакомить детей с миром комнатных растений, умение их различать, ухаживать за ними. Поэтому провели проект «Мой цветок». Весной участвовали в акции «Огород на окне».
Знакомя детей с многообразием животного мира нашей планеты, часто предлагаю детям для рассматривания большие энциклопедии из своей личной библиотеки.
4. Эстетическое воспитание.
Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него умение ценить прекрасное в природе и людях. В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства.
Часто на занятиях мы знакомим детей с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать и любить доступные их возрасту произведения искусства. Прослушиваем в аудиозаписи классическую музыку, объясняя, что и какими звуками изобразил композитор. Во всех возрастных группах использовали картины со сказочными сюжетами, натюрморты, изображения животных и птиц. А в старшей группе использовали и пейзажи. Детей очень захватывает рассматривание иллюстрированных энциклопедий искусств, принесённых мной на занятия. Дети проявляют интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Алёнушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. Дети начинают приобщаться к красоте и богатству различных видов искусства. Сильное впечатление на дошкольников оказывают праздники. Они надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания.
Ребенок может наиболее полно развернуть свои художественно-творческие способности тогда, когда он обогащается художественными впечатлениями, постепенно овладевает практическими навыками и некоторыми сведениями. В связи с этим направляем усилия на развитие различных видов художественного творчества детей, театральной деятельности.
5. Воспитание нравственных чувств и этического сознания начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?
Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим- непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей. Именно поэтому мы в своей группе часто проводим с детьми беседы о чувствах и эмоциях, прочитывая и обсуждая «Эмоциональные сказки» автора Е.А.Алябьевой, которые очень рекомендую. Дети с интересом вовлекаются в это занятие, стремятся высказать свои мысли и чувства, сопереживают искренне персонажам произведений. Заодно учатся адекватно разрешать конфликты, друг – друга понимать. Также нами был создан тематический альбом « Радуга настроений», проведена тематическая фотовыставка «Соблюдаем с малых лет образцовый этикет», создана стенгазета «Говорят наши дети», где собраны смешные и трогательные высказывания наших воспитанников, начиная с младшей группы – для создания атмосферы эмоционального сближения детей, родителей и педагогов.
6. Воспитание трудолюбия. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.
В содержание нашей работы по этому направлению вошло составление плана трудового воспитания, который осуществляем через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд.
Проводим беседы о взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, дети узнают, что хлеб, который они купили с мамой в магазине, является результатом труда многих людей. Постоянно вспоминаем с детьми, кто работает у нас в саду, что труд каждого важен и что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Расширяем представления детей о труде взрослых. Для этого используем дидактические игры: «Профессии людей», «Подскажи словечко», «Кому это нужно для работы», «Угадай, какая профессия у человека» и др., сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Почта», «Поликлиника», «Школа» и т.д. Читаем им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. (С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
IV. Роль семьи и взаимодействие с родителями в духовно – нравственном развитии детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:
родительские собрания;
консультации;
посещение семей своих воспитанников;
проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, совместно организованные с родителями праздники;
анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания; использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.
помощь родителей ( участие в подготовке праздников, ремонт в группе, украшение групповой площадки ). (слайд)
Заключение.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация
«Центр развития ребёнка детский сад «Радуга»».
Сидорова Н.И.
г. Краснослободск – 2016г.