"Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе".

Дошкольное образование

Тип статьи:
Авторская

МДОУ «Детский сад 68»

воспитатель

Пискайкина Л.В.

г.Саранск

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

(обобщение педагогического опыта)

Для жизни нам необходим воздух, чтобы дышать, и вода, чтобы пить. Современный человек часто забывает, что он сам является частью природы, и все на Земле связано с ним великим множеством связей.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Детей надо вырастить гармоничными, понимающими и счастливыми людьми на нашей планете Земля. Дошкольное детство — это лишь первая ступенька становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры, в том числе и экологической. Главная цель экологического воспитания: сформировать экологическую культуру, а экологическая культура — это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии. В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Решается основная задача умственного воспитания — накопление знаний у воспитанников о неживой природе, о растениях, животных, о взаимозависимости и взаимосвязях всего живого и неживого. Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой. Исходя из этого экологические проблемы можно считать наиболее актуальной, поэтому в своей работе ставлю задачу экологического воспитания в ряд первостепенных педагогических задач.Общаться с природой легче всего в реальной обстановке, например во время экскурсий. Перед каждой экскурсией вела каждодневную предварительную работу с детьми.

Осенью, на ежедневных прогулках, старалась расширить представления детей об осенних изменениях природы и обращала внимание на связи, существующие между изменениями погоды, жизнью растения и животных. Осенью мы наблюдали как постепенно пожелтели и начали опадать листья. Детям нравилось ходить по шуршащему под ногами ковру. Они собирали опавшие листья, сравнивали их по цвету, размеру и форме. Сочетание ярко-красного, желтого и оранжевого цветов радовало детей. Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, я организовывала дидактические игры: «С какого дерево лист», «Встань около дерева», «Узнай по форме», «Узнай по цвету». Осенью весь сезон делят на несколько периодов: начало осени, золотая осень, глубокая осень. Знакомила детей с народными приметами: Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме; Преждевременное падение листьев — к ранней зиме. При наблюдениях за растениями обращала внимание детей на: ‒ начала осенней раскраски листьев; ‒ полную осеннюю раскраску листьев; ‒ начало листопада; ‒ массовый листопад; ‒ конец листопада. Так же обращала внимание детей на то, что с разных видов деревьев листья падают по-разному, опавшие листья защищают корни от вымерзания, а перегнившая листва служит удобрением для растений. Каждую прогулку мы с детьми отмечали, какая сегодня погода. Дети по ленточкам определяли направление ветра, проводили наблюдение за движением солнца. После определения погоды, обращала внимание детей на характерные изменения в жизни растений и животных, на изменение окраски листьев у деревьев. При наблюдении и рассматривании деревьев, птиц, осенних пейзажей использовала разные произведения Е.Трутневой «Ходит — бродит осень», А.Толстого «Осень». Дети рассматривали картины Б.Щербакова «Золотая осень». После наблюдений мы с детьми свои впечатления на занятиях по изо -деятельности перенесли на бумагу и устроили выставку детских рисунков для родителей на тему: «Осень».

Зимой я также поводила огромную работу по ознакомлению детей с природой. Мы наблюдали за восходом и заходом солнца, вели с детьми наблюдения за снегопадом. Детям нравилось наблюдать за снежинками, они отмечали, что за снежинками легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматривали свои следы, любовались красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводила цикл наблюдений за снегом и выявление характерных свойств снега. Он мелкий, пушистый, белый, холодный и мокрый. В сильный мороз снег хрустит под ногами — это ломаются твердые снежинки. Очень ребятам нравилось проводить опыты с водой и снегом. Старалась обращать внимание детей на вид падающего снега, связывала это с наличием ветра, мороза или оттепели. На основе личного опыта, полученного в повседневных наблюдениях и играх, дети устанавливали зависимость между свойствами снега и погоды. «Из этого снега лепить нельзя: в мороз он сухой и рассыпается» или «Сегодня тепло, можно катать комья снега и лепить снеговика». Зимой, когда лиственные деревья обнажены, направляла внимание детей на те признаки, которые были скрыты летним и осеним нарядом: на общую форму деревьев, на расположение ветвей, цвет, внешний вид. Большое внимание уделяла поведению детей в природе зимой. Старалась воспитывать бережное отношение к деревьям. Объясняла, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются. Во время прогулок так же большое внимание обращалось на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Провела работу с родителями с просьбой изготовить кормушки для птиц, консультацию через ширму «Помогите птицам». Чтобы показать, что деревья зимой живые, но отдыхают, мы взяли с собой несколько веток и поместили их в вазу в группе. Дети с удовольствием наблюдали за их изменениями. Чтобы показать детям, как влияют свет и тепло на развитие почек, я вместе с детьми поставила несколько веточек около окна, а другие подальше от окна. И предложила наблюдать за веточками. У детей стали образовываться причинно-следственные связи; тепло, светло — на ветках из почек появились листья. С марта весна открывается, говорят в народе.

Весну можно разделить на три периода: ранняя весна — от появления проталин до полного схода снега на поляне, средняя весна — от полного схода снега до зацветания черемухи, поздняя весна — от зацветания черемухи до от цветения яблони. Проводила наблюдения за набуханием почек. Весной мы также вели наблюдения за живой и неживой природой. Дети установили, как увеличился день, отмечали изменение, потемнение снега, появление проталин. Некоторым детям я поручала вести наблюдения за появлениями насекомых, за деревьями, за травянистыми растениями (одуванчиком). Моя работа по ознакомлению детей с природой была построена по принципу сезонности.

Сезонные наблюдения окружающей действительности имели большое значение при осмыслении детьми воспринимаемого и отражении результатов наблюдений в речи. Это развивало самостоятельность мысли детей, сообразительность ума, обогащало словарь дошкольников, совершенствовало их речь, память, внимание. А сколько вопросов ребята задавали во время наблюдений, а ведь это было проявление у них любознательности. При проведении наблюдений в природе дополняла свой рассказ загадками, поговорками, стихотворениями, связанными с наблюдаемыми объектами. На протяжении всего учебного года с детьми проводились самые различные мероприятия экологического содержания: цикл наблюдений за животными, растениями, простые и комплексные занятия, праздники, посвященные событиям в природе, прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Убеждена, что каждое знакомство с предметами природы — урок развития детского ума, творчества, чувства. Проводя работу по экологическому воспитанию, могу отметить, что сезонные экскурсии в природу помогли сформировать у детей умение общаться, описывать увиденное, выражать свои сезонные ощущения в виде связных рассказов.

. В начале года была проведена диагностика и выяснено, что у детей недостаточные знания, как о живой, так и неживой природе. Весной был проведен цикл наблюдений за ростом лука. Делали с детьми заключения, что необходимо для роста растений… Интересно проходили наблюдения в цветнике и на огороде. Поощряла самостоятельные наблюдения детей.

Лето — это расцвет жизни в природе, многообразие ее проявлений. Все лето продолжала работу в цветнике, огороде, дети рассматривают цветы, ухаживают за огородными культурами. Летом была проведена интересная работа по выращиванию лекарственных растений и наблюдения за их ростом. Проводила интересные беседы, занятия о целебных свойствах мать-и-мачехи, подорожника, календулы, зверобоя, чистотела, мяты. Наблюдения за природой ведем круглый год, и во все времена года я направляю внимание детей на характерные признаки природных явлений, стараюсь вызвать эмоциональный отклик на то, что их окружает. Дети с удовольствием собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголках природы, на занятиях.

Большую помощь оказывали родители в работе с детьми по экологическому воспитанию. Родителям рекомендовала при общении с детьми, во время бесед, прогулок, расширять их кругозор и словарный запас, упражнять в передаче своих впечатлений и переживаний, больше времени уделять чтению книг, рассмотрению картин и иллюстраций. В результате этого знания стали более прочными. Проводила индивидуальные беседы с родителями о значимости общения детей с природой, ведь очень важно показать ребятам, что именно природа предстает перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения. В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически использовала литературные произведения В.Бианки. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. В своей работе использовала дидактические игры. Именно дидактические игры помогали детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Направлению

В заключении хочется отметить как важно, что родители осознавали, как важна их помощь в нашей работе и участвовали в жизни детского сада. В основу моей статьи легли практические рекомендации С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Шорыгиной.

316
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!