​"Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе.»

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Отличительные черты малокомплектной школы раскрыты в ряде теоретических исследований.
Специфика малокомплектных школ на селе заключается в следующем:
-низкая информационная насыщенность;
-нехватка соответствующего научно-методического обеспечения;
-недостаточное общее развитие сельских детей;
-низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
-отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.
Вместе с тем даже при имеющихся трудностях можно и нужно находить
новые, более эффективные средства организации педагогического процесса,
максимально используя для этого все имеющиеся возможности.
Малая наполняемость класса дает и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.
Так, в условиях малой школы учителю легче осуществлять:
-индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
-личностно-ориентированный подход в обучении;
-практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.).
Среди положительных моментов обучения в малокомплектной начальной школе также можно назвать следующие:
-самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);
-более активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
-больше времени остается для индивидуального общения учителя с учеником;
-наличие условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);
-возможность для более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков;
-всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших.
ФГОС НОО реализуется на основе системно- деятельностного подхода,
согласно ФГОС НОО универсальные учебные действия (метапредметные результаты) выступают обязательными результатами обучения.
В связи с этим в малокомплектной школе важно создавать условия, описанные ниже.
1. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках во всех классах малокомплектной школы.
Организацию образовательного процесса и в 1, и во 2–3−4 кл.
необходимо осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода,
Условия малокомплектной школы способствуют тому, чтобы учащиеся проявляли
самостоятельность в обучении. Системно-деятельностный подход предполагает реализацию субъектной позиции обучающегося, проявление активности, самостоятельности, ответственности в процессе обучения. Реализация данного условия обусловлена тем, что учителю необходимо быть компетентным в области реализации требований ФГОС НОО. Гораздо более высокие результаты могут быть достигнуты, если учитель будет работать в деятельностной парадигме не только в первом классе, но и в других классах начальной школы. Так, в соответствии с новым образовательным стандартом учитель обязан формировать у обучающихся действия
целеполагания, которые являются для обучающихся 2–4 кл. рекомендательными требованиями. Но если учитель будет включать в процесс целеполагания и второклассников, и четвероклассников, то эффективность взаимодействия школьников разновозрастной группы повысится, улучшится качество организации
познавательной деятельности. Реализация деятельностного подхода обеспечит развитие самостоятельности школьников, позволит развивать разновозрастное общение.
2. Использование однопредметного расписания.
Главное преимущество однопредметных уроков заключается в следующем:
-учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;
— осуществлять преемственность в обучении 1–2, 2–3, 3–4 кл.;
— уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;
— учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования универсальных учебных действий и компетенций, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использовать современные образовательные технологии.
3. Логико-дидактический анализ содержания учебного материала в 1–4 кл.
Реализация однопредметного расписания в малокомплектной школе возможна при условии тщательного логико-дидактического анализа рабочих программ начального общего образования. На основе выделения общих тем могут быть спроектированы однотемные уроки по каждому предмету. Это позволит грамотно разработать тематическое планирование, в структуру которого будут включены однотемные уроки, реализующиеся на принципах разновозрастного сотрудничества.
Например, уроки контроля и оценки сформированности орфографических умений (умений решать текстовые задачи, умений работать с информацией) могут быть проведены один раз в четверть или в полугодие в любом классе- комплекте. Старшие ученики будут выступать в роли учителей, консультантов.
Уроки изучения нового материала также могут быть однотемными. Так, творчество А.С.
Пушкина изучается во всех классах начальной школы. Можно спланировать урок так, чтобы учащиеся старшего класса актуализировали знания об изученном произведении, а младшие школьники не только изучали программное произведение, но и знакомились с новым произведением, подробное изучение которого состоится в следующем учебном году. На уроках окружающего мира, технологии, музыки возможно объединение тем и их
изучение в разновозрастной группе, где функции участников распределены в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
4. Проектирование учебных ситуаций разновозрастного сотрудничества на каждом уроке в классе-комплекте.
На одном уроке в классе-комплекте реализуются одновременно два или три урока одного предмета. Содержание учебного материала в каждом классе различно. Интеграция содержания возможна в отдельных случаях и в большей степени характерна для уроков музыки, изобразительного искусства, физической культуры. Поэтому на всех уроках необходимо продумывать учебные ситуации совместной работы учащихся разных классов. Учебные ситуации рассматриваются как способ реализации системно-деятельностного подхода, как особая единица учебного процесса, в которой дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебныедействия, преобразуют его, предлагают свое описание и т.д.
В учебных ситуациях решаются различные задачи на разных этапах урока: это могут быть ситуации совместного целеполагания, планирования деятельности, поиска
ответа на вопрос, рефлексивные учебные ситуации и др. В каждой ситуации осуществляется взаимодействие младших и старших школьников. Каждая ситуация способствует формированию универсальных учебных действий,
необходимых для овладения учащимися учебной деятельностью. Для обучающихся 2– 4 кл. формирование универсальных учебных действий так же актуально, так как они обеспечивают качество результатов, гарантируют успешное обучение на ступени основной школы. Ситуации разновозрастного сотрудничества в учебном процессе прежде всего позволяют формировать коммуникативные умения обучающихся, столь важные в условиях малокомплектной школы, где среда для общения ограничена. Учебная ситуация разновозрастного сотрудничества в структуре урока может быть реализована: на одном этапе урока, двух этапах урока или его небольшой части. В течение одного урока достаточно нескольких минут совместной продуктивной учебной работы. Важно, чтобы такие учебные ситуации создавались систематически, с определенной последовательностью. Например, в течение ряда уроков учитель организует только учебные ситуации совместного целеполагания, затем расширяет время разновозрастного сотрудничества и включает в урок рефлексивные ситуации, в которых задействованы учащиеся старших и младших классов. Затем возможно обучение действиям контроля и оценки в разновозрастных парах и группах, информационным умениям.
В учебно-тематическом плане необходимо в специальной графе
«Универсальные учебные действия» конкретно указать, какие действия формируются на данном уроке.
Представляют интерес учебные ситуации обучения действиям контроля и оценки на основе использования коллективных способов обучения (КСО).
Разновозрастное сотрудничество осуществляется на основе организации пар сменного состава. Данная технология широко известна и описана в работах профессора В.К. Дьяченко.
Все учащиеся и старшего, и младшего класса выступают на уроке в роли учителя и ученика попеременно. Такая учебная ситуация возможна на уроках контроля и оценки орфографических, вычислительных, информационных умений. Учитель всегда может отобрать для такого урока учебный материал, который изучен учащимися и старшего, и младшего класса, и каждый ребенок на данном уроке может выступить и в роли учителя по одному из вопросов и в роли ученика по другим вопросам. На подготовительном уроке учитель распределяет задания между учениками разновозрастного класса, дома учащиеся готовятся к роли учителя. На уроке они реализуют эти функции, фиксируют результаты своей деятельности в специальных карточках учителя и ученика.
Карточка «Я – ученик».
Ф. И. учителя
Вопрос
Оценка
Самооценка
Признаки живой природы
Признаки млекопитающих как группы животных
Правила заботы о домашних и диких животных
Животные, занесенные в Красную книгу
Карточка «Я – учитель». Моя тема: «Животные, занесенные в Красную книгу».
Ф. И. ученика
Оценка
Самооценка
Каждый ученик в течение урока выступает в роли учителя по одному вопросу 3–5 раз и в роли ученика такое же количество раз. В данной ситуации формируются коммуникативные и регулятивные учебные действия, умения сотрудничать, самостоятельного выбора и осмысления деятельности.
Обучение в разновозрастном классе-комплекте предполагает использование разнообразных учебных ситуаций сотрудничества.
5. Дидактическое обеспечение самостоятельной работы учащихся в разновозрастном классе-комплекте.
В условиях одновременной работы с двумя-тремя классами необходимо тщательно продумывать организацию самостоятельной работы учащихся на то время урока, пока учитель работает отдельно с одним из классов. В первом классе самостоятельная работа может быть организована только после окончания периода обучения грамоте. Во 2–4 кл. период самостоятельной работы учащихся на уроке различен, во вторых классах он меньше, в четвертых больше. Чередование самостоятельной работы учащихся и работы с учителем представлено в табл. 4.
Таблица 4
Структура комбинированного урока в малокомплектной школе
Этапы
1 кл. 2–3 кл.
1.Вводно-мотивационный этап
Постановка целей урока, составление плана работы
2. Основной этап
1кл.Работа с учителем по изучению нового материала
Самостоятельная работа по подготовке к восприятию нового материала
2-3кл.Самостоятельная работа по первичному закреплению умений
Работа с учителем по изучению нового материала.
Первичное закрепление
3. Рефлексивный этап
Коллективная рефлексия целей урока
Организация домашнего задания
На других уроках третьеклассники могут начинать с самостоятельной работы, а второклассники – с совместной работы с учителем.
В условиях работы с двумя-тремя классами у учителей остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Важно рационально использовать каждую минуту урока.
В плане необходимо четко формулировать темы уроков для каждого класса, желательно цели уроков оформлять в виде карты знаний, продумывать совместную постановку целей, если темы уроков совпадают. Учителю важно максимально использовать методический аппарат учебника, чтобы рационально организовать самостоятельную работу.
Эффективность самостоятельной работы влияет на успешность всего процесса обучения. Планируя самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:
-хорошо понимать ее цель;
-отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и данного урока;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
-обоснованно выбирать ее объем;
-максимально использовать дидактический аппарат учебников, рабочих тетрадей, пособий, составляющих учебно-методический комплект по предмету;
— готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры», алгоритмы;
— подводить итоги выполнения самостоятельной работы;
— организовывать рефлексию итогов самостоятельной работы.
Применение дидактических раздаточных материалов позволяет не только сделать самостоятельную работу более содержательной, но и дифференцировать ее, согласуя объем и, главное, сложность учебных заданий с возможностями каждого ученика. Важно также продумать степень оказания дидактической помощи ученику. Для одного ученика это может быть карточка с максимально подробным алгоритмом, развивающей подсказкой, для другого – карточка с указанием опоры, вспомогательным вопросом, рисунком, схемой, подсказкой-напоминанием. Для способных учащихся с высоким уровнем обучаемости задание может быть усложнено.
Эффективность самостоятельной работы в малокомплектной школе зависит от многих факторов, но главным образом – от ее правильной организации.
6. Использование безотметочного оценивания на этапе текущего контроля.
В малокомплектной школе учится небольшое количество детей в каждом классе. Учитель имеет возможность постоянно контролировать результаты учебной деятельности учащихся. Результаты контроля оформляются в виде отметки. Таким образом, у учащихся малокомплектных классов оценивание отметкой осуществляется на каждом уроке. Учитель объясняет эту ситуацию необходимостью накопления оценок в классном журнале, забывая о том, что ребенок имеет право на ошибку и комфортное, постепенное овладение учебными умениями. Рекомендуется оценивать деятельность учащихся на уроке качественно, без выставления отметки в журнал, после выполнения
контрольных работ предоставлять возможность исправления отметки на более высокий балл в течение определенного времени. Необходимость такого личностно ориентированного подхода связана с обучением учеников малокомплектных школ в условиях совмещения классов, что снижает качество и быстроту освоения ими программы. Ученики старшего класса могут выступать консультантами при выполнении учащимися младшего класса заданий на самопроверку и самооценку. Для этого учителю надо познакомить консультантов с критериями проверки и оценки заданий, помочь составить план работы ученика в качестве консультанта.
При организации оценочной деятельности необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по организации промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
7. Включение учащихся малокомплектной школы во внеурочную деятельность.
ФГОС НОО предполагает реализацию требований не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Для обучающихся первых классов предусмотрено определенное количество внеурочных занятий в неделю.
Большинство внеурочных занятий необходимо проводить для разновозрастной
группы, в состав которой входят учащиеся первых–четвертых классов.
Особенно это касается школ, где в каждом классе не более трех человек. На разновозрастных занятиях учащиеся учатся общению, решению различных проблем, осуществляют совместный поиск, открытие нового знания. Старшие школьники выступают в роли консультантов, помощников в обучении определенным умениям. Программы внеурочной деятельности необходимо разрабатывать с учетом возможностей разновозрастного обучения младших школьников.
Перечисленные условия позволят рационально организовать образовательный процесс в разновозрастных классах-комплектах, учитывать преимущества и недостатки обучения в малокомплектной сельской начальной школе. 
744
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!