Формирование системы оценки качества образования.

Проект 500+

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Создание модели системы комплексной оценки качества образования в образовательной организации — важнейший механизм управления процессом развития образовательной системы, которая в свою очередь, обеспечивает достижение качества образования, востребованного в условиях конкретной региональной специфики.

Разработанная в соответствии со спецификой образовательной организации модель оценки качества образования, способна обеспечить достоверность результатов и предоставление объективной информации о состоянии и развитии системы образования данного образовательного учреждения.

Вместе с тем до настоящего времени в системе образовательных учреждений доминирует административный контроль, для которого характерна эпизодичность получения информации о достигнутых результатах обучения детей. Не существует модели управленческого мониторинга, который мог бы быть средством повышения качества образовательного процесса, ведется поиск показателей и критериев качества образовательного процесса, характера взаимодействия между процессом управления и качеством образования. Не разработана система средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. При таком подходе трудно объективно оценить качество образовательного процесса в учреждении.

В настоящее время можно выделить как минимум три основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование СОКО:

-Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО;

-Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

-В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности.

Основными процедурами, установленными ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», и обеспечивающими оценку качества образования, являются федеральный государственный контроль качества образования и независимая оценка качества образования. Кроме этого, статья 28 этого же Закона к компетенции ОО относит обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. При этом внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) должна стать подсистемой региональной (РСОКО), а далее и общероссийской СОКО.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана. Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте «Положение о ВСОКО».

В каждой образовательной организации должен быть сформирован уникальный набор документов, который регламентирует функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов участников образовательных отношений.

Целями внутренней системы оценки качества образования являются:

— формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

— получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих на уровень ее развития;

— предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

— принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и прогнозирование развития образовательной системы школы.

Основная стратегия создания модели внутренней системы оценки качества реализуется в системе сочетания принципов внешней независимой оценки, внутренней независимой оценки, самообследования и самооценки.

В основу формирования функционала ВСОКО положена классификация функций управления — целеполагание, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль и анализ. Последнее самое сложное. Получив определенные результаты проанализировать их, чтобы наметить маршрут исправления.

Разработка ВСОКО начинается с оценки условий реализации ООП и планирования результатов реализации ООП

Только так, иначе оценка качества будет носить формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество образования: содержание образования, процесс и условия его реализации.

В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Они не могут быть едиными у лицея и сельской школы. В первую очередь, из-за разного условия предоставления образовательных услуг.

Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО. Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В рамках учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, а также оценочных и методических материалов»

Одним из главных элементов, обеспечивающих образовательный процесс, качество которого задает функционирование всей ВСОКО, является образовательная программа. Таким образом, содержательную основу ВСОКО составляет оценка качества деятельности ОО по:

— оценке условий образовательного процесса;

— оценке качества реализации образовательного процесса;

— оценке результатов образовательного процесса.

Информация ВСОКО открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом «оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.

Формы принятия управленческого решения по итогам контроля: приказ, запланированная система мер, решения методического совета, решения педагогического совета, решения совещания при директоре, решения совещания при заместителе директора.

Методы и способы управления персоналом, реализуемые по итогам контроля: — административно-командные (приказ); — коллегиальные (решение коллегиальных органов управления); — экономические (аттестация, награждение, премирование и др.); — психолого-педагогические (инструкции, рекомендации, поддержка); — создание условий для удовлетворения интересов (мотивов) персонала.

Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования:

— сбор информации (мониторинг качества образования);

-проблемно-ориентированный анализ информации (внутришкольный контроль).

Основу внутреннего мониторинга составляет многоуровневая система оценки качества образования и система составления отчетов.

Каждая организация должна определить перечень объектов мониторинга и подобрать инструментарий для проведения мониторинга.

Мы выделяем следующие объекты мониторинга:

-Мониторинг динамики освоения ООП (успеваемость, результаты ВПР, ГИА);

-Мониторинг личностного развития;

-Мониторинг сформированности УУД;

-Мониторинг здоровья;

-Мониторинг развития условий;

-Мониторинг удовлетворенности участников образовательных отношений.

Подчеркнем, что связь внутренней и внешней оценки школы должна быть обязательной, иначе ВСОКО теряет смысл. Понятие «внутренняя» не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя – значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей качества, используемых в процедурах внешней оценки.

В основе работы ОО по повышению эффективности управления качеством образования серьезную роль играет вопрос об объективности оценивания образовательных результатов обучающихся.

Соответственно, вопросы объективной оценки образовательных результатов являются ведущими векторами развития российской системы образования.

Актуальность данного вопроса для развития школы определяется наличием противоречий между внутренней системой оценки качества образования и результатами внешних оценочных процедур, между пониманием оценки и ожидаемой отметкой со стороны родителей и самого обучающегося, с одной стороны, и оценкой, и отметкой, выставляемой учителем, с другой стороны.

При анализеклассных журналов, при посещении учебных занятий, в период прохождения ВПР, ГИА сталкиваемся с тем, что у педагогов имеются определенные трудности, а именно проблемы необъективного оценивания образовательных результатов обучающихся, что подтверждается отсутствием корреляции между результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, результатами процедуры внешней оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) с результатами внутренней системы оценки качества образования (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация) за разные периоды обучения и у одних и тех же обучающихся.

Риски образовательной организации от вышеуказанной ситуации заключаются в том, что успешный ученик по мнению и отметкам учителя не справляется с внешним мониторингом, что вызывает недовольство родителей-заказчиков образовательных услуг, нарекания со стороны вышестоящих органов.

Школа, педагог при организации текущего контроля должны определить четкие требования к объективности выставления отметки за четверть, полугодие, учебный год.Проведение оценочных процедур внешней системы оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) сориентировало на развитие у образовательных организаций культуры самооценки. Необходимо выработать определенный алгоритм обеспечения объективности образовательных результатов. Провести оценочную процедуру в рамках внутришкольного контроля, на заседании методического объединения изучить критерии оценивания, обсудить подходы к оцениванию, проверить несколько контрольных работ, проанализировать типичные ошибки, а после проверки всех работ сформировать индивидуальные образовательные маршруты для детей с целью исправления пробелов в знаниях, решения их психологических проблем.

Необходимо пересмотреть показатели эффективности деятельности педагогов. Раньше, мы определяли наличие положительной динамики качества образования у отдельного педагога по годам, результаты итоговой аттестации сравнивали с показателями по школе с прошлым годом, с результатами по предмету за текущий год. Получалось, что при определении эффективности вышеуказанных показателей сравнивались результаты обучения разных обучающихся, соответственно, педагог стремился не к объективному оцениванию образовательных результатов, а к достижению определенного показателя. Необходимо организовать мониторинг по каждому предмету и обучающемуся по протяжении текущего года (вводная контрольная работа, итоги четверти и т.д.). По итогам контрольных точек заместитель директора по учебной работе должен определить корреляцию по предметам, каждому обучающемуся.

Подобная корреляция учебных результатов, обучающихся используется для:

-оптимизации процесса индивидуального обучения;

-оперативного определения профессиональных дефицитов педагогов,

-оперативного определения фактов необъективного оценивания учебных результатов обучающихся.

По итогам мониторинга администрация школы прорабатывает эффективную адресную помощь педагогам, грамотно организует методическую работу: развитие современных форм наставничества, проведение дней методической учебы, в т. ч., по вопросам освоения критериальной базы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, мастер-классов по обмену опытом, создание системы повышения квалификации педагогов с учетом их профессиональных дефицитов.

Предлагаемая нами технология позволяет качественно и оперативно выявлять проблемы необъективного оценивания учебных результатов, обучающихся и принимать управленческие решения для их устранения.

Периодичность проведения подобных процедур определяется членами школьных методических объединений, исходя из требований примерных рабочих программ, объема и содержания каждой учебной дисциплины.

Главная задача администрации школы состоит в том, чтобы:

-убедить и научить учителей проводить тщательный анализ всех контрольных, диагностических работ, проводить сравнение внутренней отметки ученика, полученной за работу на уроке, письменной работе с результатами внешней оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) с целью определения корреляции указанных результатов и определения проблемных вопросов качества образования,

-исключить формальный подход к обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.

237
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!