Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».
Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».
Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
— Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе — капкан,
Ершу — крючок,
А поросёнку — пятачок!
(Георгий Ладонщиков.)
А как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какой наплыв чувств и эмоциональная окраска слов авторов. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, прививает любовь к родной природе.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(Афанасий Фет.)
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
1. Детям можно загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.
Кто в дупле живёт,
Орешки грызёт,
На деревьях резвится,
Упасть не боится?
Пушистый хвост
Мелькнёт в вышине
И вместе с ней
Исчезнет в сосне.
(Белка)
2. Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читать дополнительную литературу, использовать поэтическое слово.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
3. Использовать совместный просмотр телепередач о природе.
4. Играть дома в настольные игры природоведческого характера.
5. Предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала.
Природоведческая книга позволяет присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности учите детей отражать своё отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п.
Целесообразно создать дома библиотечку книг о природе, в которой должны быть представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков ит.п. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
Учите детей видеть состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка.
Убита белка! На снегу
Она распластана лежала,
Как будто всё ещё бежала
Да вдруг застыла на снегу.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.); инсценирование сказок по сюжетам литературных произведений, а также по сказкам, придуманным детьми.
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала. Вы, родители, должны поддерживать бережное отношение к природе, укрепляя тем самым в сознании детей значимость родной природы и необходимость заботиться о ней.
1. Расширяйте и систематизируйте знания детей о домашних животных, формируйте ответственность за содержание животных; учите ухаживать за ними.
Задание: прочитайте стихотворение Б. Заходера «Собачкины огорчения»:
В лесочке, над речкой
Глядеть на цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды
Собачка
Их славно вскопала -
И ей же, представьте,
За это попало!
Хозяин
Собачку
За стол не сажает -
И это, конечно,
Ее обижает:
Не так уж приятно
Приличной Собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!
Но дайте Собачке
Кусочек печенья -
И сразу
Окончатся
Все огорченья!
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка раздражает,
Что дачу высокий
Забор окружает.
Ведь если б не этот
Противный забор,
То с кошками был бы
Другой разговор!
Ее огорчает,
Что люди забыли
Придумать
Собачкам
Автомобили. Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!
Проанализируйте устно с ребёнком по плану:
1.1. Какое это животное домашнее или дикое?
1.2. Чем полезна собака человеку?
1.3. Как можно охарактеризовать её повадки?
1.4. Чем человек может помочь?
1.5. Как взаимодействует с другими домашними животными?
2. Продолжайте знакомить детей с дикими животными и их повадками; учите называть некоторых животных, расширяйте знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, особенностях приспособления животных к условиям окружающей среды (линька, спячка); условиях природной среды и создаваемых человеком (кормление, выгон на пастбище, подкормка зимой диких животных). Расскажите о том, как млекопитающие заботятся о своём потомстве.
Задание: составить мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Что я знаю о белке (бобре, кроте, выдре, глухаре и т. д. о малознакомых обитателях леса)
После рассказа ребёнка следует прочитать статью про животного или авторский рассказ: например, М. Пришвин «Беличья память».
3. Продолжайте знакомить детей с народными приметами, развивайте наблюдательность, учите делать выводы о взаимосвязях в природе.
Задание: Попросите ребёнка объяснить закономерности:
Поздний отлёт птиц к тёплой зиме.
Зима морозная – лето жаркое, зима снежная – лето дождливое.
Увидел скворца – весна у крыльца.
4. Продолжайте знакомить детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы; формируйте убеждение, что красота и творение природы бесценны, поэтому их надо бережно охранять.
Задание: звуки природы и красивый пейзаж на стене – лучшее успокоительное средство. Во время прогулки прислушайтесь к звукам природы, важно, чтобы ребёнок запомнил их. Прежде чем повесить картину, рассмотрите её с ребёнком, дайте описание.
5. Подведите ребёнка к пониманию того, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.
Консультация для воспитателей и родителей.
Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко
запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем, время хранения количества слов, увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него. В обоих важным является следующее: попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Необходимо чтобы образы были максимально яркими и от увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.