«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) как средство профилактики дислексии и дисграфии»
Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев, что в свою очередь является хорошей профилактикой дислексии и дисграфии.
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
КОРОТКО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МОЗГА. Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
КАК ТРЕНИРОВКИ ВЛИЯЮТ НА МОЗГ? Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про упражнения для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
РЕКОМЕНДАЦИИ. Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил. Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра на занятии или, например, дома. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно. Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений).
Разноцветный текст
Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. При выполнении данного упражнения происходит отличная балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает.
Нейроупражнения направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий.
Нейрогимнастика помогает детям:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшать память и развивать способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
- укрепить вестибулярный аппарат;
- развить подвижность плечевого пояса;
- снять стресс и напряжение;
- предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.
Ниже приведены примеры некоторых простых и в тоже время интересных упражнений для детей, которые мы используем в своей работе.
«Что ты видишь»
Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине — в общем, где угодно.
В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Можно включить таймер и установить для ребёнка временные рамки. Это позволит провести это упражнение в форме соревнования.
«Заяц – кольцо»
Сложите пальцы на правой руке в знак ЗАЯЦ, на левой — КОЛЬЦО. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был ЗАЯЦ — стало КОЛЬЦО, на левой — было КОЛЬЦО — стал ЗАЯЦ. Старайтесь выполнить упражнение не менее 10-15 раз.
Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь. Упражнение включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.
«Живот-макушка»
Выполните следующие движения: Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. Постукивание левой ладошкой по макушке. Объедините оба движения. После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
«Собачка-пистолет»
Сложите пальцы на одной руке в знак СОБАЧКА, а на другой— ПИСТОЛЕТ. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть там, где была СОБАЧКА — стал ПИСТОЛЕТ, а где был ПИСТОЛЕТ — стала СОБАЧКА. Попробуйте повторить 10-15 раз.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия.
Очень нравятся детям следующие задания: Педагог называет цвета, а ребёнок двумя руками одновременно их показывает.
Педагог называет цифры, а ребёнок двумя руками одновременно их показывает. Можно подобрать материал по лексическим темам с элементами нейроигры:
Игра «Закрой двумя руками»
Цель: Научить ребёнка видеть на игровом поле одинаковые картинки и закрывать их одновременно двумя руками. Ребёнок должен быть внимательным, потому что в каждом ряду есть лишняя картинка, которую закрывать не надо.
Тема «Весна»
«День защитника Отечества»
Нейроигры на дифференциацию звуков в слогах, словах.
Дифференциация звуков «С-Ш» с элементами нейрогимнастики.
Запоминаем позу руки: на звук «С» — ладонь,: на звук «Ш» — кулак.