Методические рекомендации по формированию синтаксической стороны речи детей в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно — ролевая игра «Семья»
Цель: обогащение социально – игрового опыта между детьми.
Образовательные задачи:
– обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – заболела собачка, осмотр животного ветеринаром;
– побуждать к самостоятельному распределению ролей;
– развивать игровые умения по сюжету;
– учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
– развивать ролевую речь (коммуникативные действия);
– побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (поездка к ветеринару, покупка лекарств в зоомагазине), регулятивные действия.
– формировать доброжелательные взаимоотношения, личностные универсальные учебные действия;
– учить любить животных.
Предварительная работа. Ознакомить с инструментами и внешним видом ветеринара. Беседы с опорой на личный опыт детей о ветеринаре, больнице для животных. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной». Дидактические игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?», «Кому, что нужно для работы?». Рассматривание картин, на которых изображена деятельность ветеринара?» и др. Активизация словаря: щенок, больница, температура. Обогащение словаря: ветеринар, ветеринарная клиника,
Материалы: Игровой уголок «Семья», игрушка – щенок, легковая машина, игр. мед. инструменты, белый халат для ветеринара, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки – заменители.
Ход игры
В. — Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Семья в куче, не страшна и туча». Как вы думаете, что такое семья? (это когда все живут вместе в одном доме, когда много человек живут вместе).
В. — Кто есть в семье? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестричка, братик).
В. — Какие обязанности у папы? (забивать гвозди, смотреть телевизор, колоть дрова).
В. — Какие обязанности у мамы? (моет посуду, варит кушать, читает сказки, стирает, ходит в магазин).
В. — Что делает их ребенок? (играет).
В. — Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им? (собираем игрушки, моем посуду, подметаем).
В. — Дети, а кто с вами ещё живёт? Какие животные? (кошки, собаки, попугаи, хомячки).
В. — Они тоже члены вашей семьи? (да).
В. — А если кто-нибудь из животных заболеет, что нужно сделать? (надо полечить, свозить к врачу).
В. — Правильно. Врача, который лечит животных, называют – ветеринар, а больницу называют – ветеринарной клиникой.
2. Сюрпризный момент.
За дверью шум. Кто – то скулит, гавкает (игрушка – собачка, роль играет воспитатель).
Щенок: Здравствуйте ребята. Я гулял и заблудился. Проводите меня домой. Я хочу к маме и папе. Я, кажется, простудился? (он скулит, плачет).
В. – Дети, чтобы не огорчать щенка, давайте мы станем его семьей и позаботимся о нём. Как вы думаете, с чего мы начнем игру? (Распределим роли).
3. Распределение ролей.
В. — Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто ребёнком, кто будет ветеринаром, ведь щенок заболел.
(Распределение ролей по желанию детей).
В. — А что еще нужно для игры? (нам надо выбрать место для игры).
(Выбор места игры в кукольном домике).
В. — Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть. А где будет находиться гараж для нашей машины? (рядом с домом).
В. — А где будет находиться ветеринарная клиника? (ветеринарная клиника будет находиться рядом с магазином).
4. Совместная с воспитателем игра.
В. — Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой и щенком живут в этом домике. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? (готовит завтрак).
В. — Что делает папа? (Помогает маме).
В. — Что делает дочка Машенька? (играет с собачкой).
Щенок скулит, не хочет играть.
В. — Как вы думаете, дети, почему щенок скулит? (он заболел).
В. — Мама и папа может ваш щенок заболел? Что нужно сделать? (надо измерить температуру).
В. — Температуру щенку мы не сможем измерить, мы можем только потрогать ему нос (если он горячий и сухой, то он заболел).
Папа трогает нос щенку. У щенка сухой, горячий нос, значить у него температура. Все члены семьи обеспокоены.
В. — Что же предпринять, ребята, папе и маме? (везти щенка в клинику).
(Папа выгоняет машину из гаража. Мама и дочка собираются с щенком в клинику).
Диалог семьи с ветеринаром.
Все: Здравствуйте.
Ветеринар: Здравствуйте. Что у вас случилось?
Папа: У нас заболел щенок.
Мама: У него сухой и горячий нос.
Дочка: Он со мной не играет и всё время скулит.
В. — Дети, что сначала должен сделать ветеринар? (ветеринар осматривает щенка (глазки, ушки, нос), ставит градусник).
Ветеринар: Да, температура высокая. Я сделаю укол, выпишу рецепт. Будете всё делать, как я скажу, он поправится.
Дочка: Ура!
Ветеринар: Всё будет хорошо! До свидания.
Все: До свидания. (Все едут домой. Папа идет в зоомагазин за лекарством).
В. — Ребята, кто из вас был в зоомагазине?
Дети: Я был, мы были с бабушкой.
В. — Как называется профессия людей, которые работают в зоомагазине? (продавец). А, что продают в зоомагазине? (Животных, корм для них и лекарства).
Диалог папы и продавца
Папа: Здравствуйте.
Продавец: Здравствуйте.
Папа: У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)
Продавец: Да. 4 рубля.
Папа: Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)
Продавец: Возьмите лекарство.
Папа: До свидания.
Щенку дают лекарство. Он засыпает. Щенок здоров.
5. Итог.
В. — Дети, вам понравилась игра? (очень). Что понравилось больше всего? (ехать в ветеринарную клинику, покупать лекарство).
В. — Были ли у вас такие случаи дома? (да, у нас недавно болела кошка). Вы возили кошку в клинику? (да, там были все вежливыми и добрыми, они вылечили нашу кошку).
В. — Хотели бы вы еще поиграть в эту игру? (да!)
В. — Следующий раз, вы будете играть в эту игру без меня.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. В среднем дошкольном, а иногда и в младшем возрасте наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой воспитателю следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим.
Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Педагогу целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых принимают участие все дети группы. Примерами таких игр могут быть: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем игрушку получит тот, кто правильно попросит ее у «продавца». Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Целую серию игр с куклой можно провести, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Особенности сюжетно-ролевой игры изучали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, педагоги Н. Я. Михайленко, Д. Б. Менджерицкая, А. П. Усова.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что практически все авторы считают, что основой сюжетно- ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность формирования синтаксической стороны речи детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п.
Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включатся в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.
Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).
Иногда педагог выступает как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений. появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.
Содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т.е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например, роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т.д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами — наоборот: правило должно быть открытым, т.е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. У ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства формирования синтаксической стороны речи детей среднего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у дошкольников возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры способствует обогащению словарного запаса, развитию их диалогической и монологической речи.