Возможности технологии ТИКО для развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Возможности технологии ТИКО для развития счетной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о свойствах окружающего мира — количестве, числе предметов [3, с. 7].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождениядошколы»подредакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.ВасильевойвыделенаОбразовательнаяобласть«Познавательноеразвитие»и для каждой возрастной группы включены

такие разделы как«количество и счёт».В соответствии со стандартом содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности ребенка: вобщении, занятии, игре[1, с.9].

Счет -это деятельность с присущими всякой деятельности признаками то есть наличиемцели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.

Счет включает в себя структурные компоненты:

-цель(выразить количество предметов числом);

-средства достижения(процесссчета, состоящийизрядадействий, отражающихстепеньосвоениядеятельности);

-результат(итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, т.е. итог, обобщение.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижениявсебыстреепроникаютвовсесферычеловеческойжизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку[4].

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляетсобойнаборяркихплоскостныхфигуризпластмассы, которыешарнирносоединяютсямеждусобой.Врезультатедляребенкастановитсянагляднымпроцесспереходаизплоскостивпространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговикаи т.д.[5].

Авторпрограммы«ТИКО-мастера»–Ирина Викторовн Логинова, педагог МАУДОД

«Дворец детского творчества им. Лени Голикова», Великий Новгород. Актуальность предложеннойтехнологииТИКО-моделированиязначимавсветереализацииФГОСДО, таккак, являетсявеликолепнымсредствомдляинтеллектуальногоразвитиядошкольников.ИспользованиеконструктораТИКОпозволяетразнообразитьиулучшитьсовместнуюобразовательнуюисвободнуюдеятельность[7].

ЭтапыразвитиясчётнойдеятельностипоА.М.ЛеушинойиихсвязьстехнологиейТИКО.

Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни.Основнаяцельэтогоэтапа-ознакомлениесоструктуроймножества.Основныеспособы-выделениеотдельныхэлементоввмножествеисоставлениемножестваизотдельныхэлементов.Детисравниваютконтрастныемножества: много и один (рисунок 1).

Рисунок1-сравнениеконтрастныхмножеств: многоиодин.

Второйэтаптакжедочисловой, однако, вэтотпериоддетиовладеваютсчетомнаспециальныхзанятияхпо математике.

Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, то есть сравнивать множества, отличающийосновныеспособы-накладывание(рисунок2), прикладывание(рисунок2а), сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т.е.увеличивая, или убирая, то есть, уменьшая, множество.

Рисунок2-сравнениесмежныхмножествпутемнакладывания

   

Рисунок2а-сравнениесмежныхмножествпутемприкладывания

Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель -ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства(рисунок 3).

Рисунок3-сравнениесмежныхмножеств, установлениеравенстваизнеравенства

Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни.Наэтомэтапепроисходитознакомлениедетейсотношениямимеждусмежнымичисламинатуральногоряда (рисунок 4).

Рисунок4-принциппостроениянатуральногоряда(каждое последующее число на единицу больше

предыдущего)

Пятыйэтап обучения счету соотносится с седьмым годом

жизни. На этом этапе происходит пониманиедетьмисчетагруппамипо2, по3, по5(рисунок5).

Рисунок5-счётгруппамипо2

В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов («Малыш», «Класс»,

«Фантазер», «Школьник», «Геометрия», «Азбука», «Шары», «Арифметика», «Архимед»,

«Грамматика»), рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов [6].

БолеедетальнопознакомимсяснаборомТИКО«Арифметика.Учимсясчитать».Конструктор содержит цифры и арифметические знаки (145 квадратов), предназначен для обучениядетейсчетуипозволяетконструироватьмоделидлясравненияпоколичествугруппгеометрических фигур, для освоения прямого, обратного счета по образцу, по заданному числу, поцифровомуизображению, находить«соседейчисла».Составчисел2-10такжеусваиваетсяпрактическинаконкретных моделях из различных геометрических фигур конструктора [8].

Вметодическихрекомендациях, прилагающихсякнаборуТИКО«Арифметика.Учимсясчитать» имеются задания для формирования счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по таким разделам как:

1.Количественноесравнениегрупппредметов(рисунок6)

Рисунок6-количественноесравнениегрупппредметов

2.Составчислаиздвухменьших(рисунок7)

Рисунок7-числовойдомцифры10

3.Сложениеивычитаниевпределах 10(Рисунок8)

   

Рисунок8-нахождениесуммыиразностичисел

4.Моделированиеирешениезадач (рисунок9)

   

Рисунок9-составлениепримераирешениезадач

Извышесказанногоможносделатьвывод, чтоигрысконструкторомТИКОпозволяютсоздать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развиваютразныеинтеллектуальныекачества: внимание, память, умениенаходитьзависимостиизакономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Конструктор ТИКО помогает развивать счётную деятельность детям старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1.ЕкжановаЕ.А.Коррекционно-развивающееобучениеивоспитание[Текст]: учебноепособие/ Е.А. Екжанова, СтребелеваЕ.А. –М.: Просвещение, 2013.–272 с.

2.ЛеушинаА.М.Формированиеэлементарныхматематическихпредставленийудетейдошкольноговозраста[Текст]: учебноепособие–М.: Просвещение,2014.–164c

3.ОбобразованиивРоссийскойФедерации[Текст]: ФедеральныйГосударственныйОбразовательный Стандарт Дошкольного Образования от 17.10.2013 г. N 1155 // ПравительствоРФ.– 2013.–N661.

4.Инновационнаяобразовательнаятехнология«Тико—моделирование»вразвитиидетейдошкольного возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionaja-obrazovatelnaja-tehnologija-tiko-modelirovanie-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

5.ИспользованиетехнологииТИКО-моделированиявдошкольномучреждениидляразвитияисследовательскихнавыковдетей:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-tikomodelirovaniya-v-doshkolnom-uchrezhdenii-dlya-

razvitiya-issledovatelskih-navikov-detey-3666470.html

6.Консультациядляродителей«РазвитиепознавательныхспособностейспомощьюконструктораТИКО»:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-poznav-2.html].

7.Сообщениеизопытаработы«ТИКОиинтеллектуальноеразвитиестаршихдошкольников»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/361280-soobschenie-iz-opyta-raboty-tiko-i-intellektu.html

8.ТИКО«Арифметика:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://razvivalki.ru/tiko_arifmetika/

297
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!