Возможности технологии ТИКО для развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Возможности технологии ТИКО для развития счетной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о свойствах окружающего мира — количестве, числе предметов [3, с. 7].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождениядошколы»подредакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.ВасильевойвыделенаОбразовательнаяобласть«Познавательноеразвитие»и для каждой возрастной группы включены
такие разделы как«количество и счёт».В соответствии со стандартом содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности ребенка: вобщении, занятии, игре[1, с.9].
Счет -это деятельность с присущими всякой деятельности признаками то есть наличиемцели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества.
Счет включает в себя структурные компоненты:
-цель(выразить количество предметов числом);
-средства достижения(процесссчета, состоящийизрядадействий, отражающихстепеньосвоениядеятельности);
-результат(итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, т.е. итог, обобщение.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижениявсебыстреепроникаютвовсесферычеловеческойжизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку[4].
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляетсобойнаборяркихплоскостныхфигуризпластмассы, которыешарнирносоединяютсямеждусобой.Врезультатедляребенкастановитсянагляднымпроцесспереходаизплоскостивпространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговикаи т.д.[5].
Авторпрограммы«ТИКО-мастера»–Ирина Викторовн Логинова, педагог МАУДОД
«Дворец детского творчества им. Лени Голикова», Великий Новгород. Актуальность предложеннойтехнологииТИКО-моделированиязначимавсветереализацииФГОСДО, таккак, являетсявеликолепнымсредствомдляинтеллектуальногоразвитиядошкольников.ИспользованиеконструктораТИКОпозволяетразнообразитьиулучшитьсовместнуюобразовательнуюисвободнуюдеятельность[7].
ЭтапыразвитиясчётнойдеятельностипоА.М.ЛеушинойиихсвязьстехнологиейТИКО.
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни.Основнаяцельэтогоэтапа-ознакомлениесоструктуроймножества.Основныеспособы-выделениеотдельныхэлементоввмножествеисоставлениемножестваизотдельныхэлементов.Детисравниваютконтрастныемножества: много и один (рисунок 1).
Рисунок1-сравнениеконтрастныхмножеств: многоиодин.
Второйэтаптакжедочисловой, однако, вэтотпериоддетиовладеваютсчетомнаспециальныхзанятияхпо математике.
Цель — научить сравнивать смежные множества поэлементно, то есть сравнивать множества, отличающийосновныеспособы-накладывание(рисунок2), прикладывание(рисунок2а), сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т.е.увеличивая, или убирая, то есть, уменьшая, множество.
Рисунок2-сравнениесмежныхмножествпутемнакладывания
Рисунок2а-сравнениесмежныхмножествпутемприкладывания
Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель -ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства(рисунок 3).
Рисунок3-сравнениесмежныхмножеств, установлениеравенстваизнеравенства
Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни.Наэтомэтапепроисходитознакомлениедетейсотношениямимеждусмежнымичисламинатуральногоряда (рисунок 4).
Рисунок4-принциппостроениянатуральногоряда(каждое последующее число на единицу больше
предыдущего)
Пятыйэтап обучения счету соотносится с седьмым годом
жизни. На этом этапе происходит пониманиедетьмисчетагруппамипо2, по3, по5(рисунок5).
Рисунок5-счётгруппамипо2
В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов («Малыш», «Класс»,
«Фантазер», «Школьник», «Геометрия», «Азбука», «Шары», «Арифметика», «Архимед»,
«Грамматика»), рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов [6].
БолеедетальнопознакомимсяснаборомТИКО«Арифметика.Учимсясчитать».Конструктор содержит цифры и арифметические знаки (145 квадратов), предназначен для обучениядетейсчетуипозволяетконструироватьмоделидлясравненияпоколичествугруппгеометрических фигур, для освоения прямого, обратного счета по образцу, по заданному числу, поцифровомуизображению, находить«соседейчисла».Составчисел2-10такжеусваиваетсяпрактическинаконкретных моделях из различных геометрических фигур конструктора [8].
Вметодическихрекомендациях, прилагающихсякнаборуТИКО«Арифметика.Учимсясчитать» имеются задания для формирования счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по таким разделам как:
1.Количественноесравнениегрупппредметов(рисунок6)
Рисунок6-количественноесравнениегрупппредметов
2.Составчислаиздвухменьших(рисунок7)
Рисунок7-числовойдомцифры10
3.Сложениеивычитаниевпределах 10(Рисунок8)
Рисунок8-нахождениесуммыиразностичисел
4.Моделированиеирешениезадач (рисунок9)
Рисунок9-составлениепримераирешениезадач
Извышесказанногоможносделатьвывод, чтоигрысконструкторомТИКОпозволяютсоздать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развиваютразныеинтеллектуальныекачества: внимание, память, умениенаходитьзависимостиизакономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Конструктор ТИКО помогает развивать счётную деятельность детям старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1.ЕкжановаЕ.А.Коррекционно-развивающееобучениеивоспитание[Текст]: учебноепособие/ Е.А. Екжанова, СтребелеваЕ.А. –М.: Просвещение, 2013.–272 с.
2.ЛеушинаА.М.Формированиеэлементарныхматематическихпредставленийудетейдошкольноговозраста[Текст]: учебноепособие–М.: Просвещение,2014.–164c
3.ОбобразованиивРоссийскойФедерации[Текст]: ФедеральныйГосударственныйОбразовательный Стандарт Дошкольного Образования от 17.10.2013 г. N 1155 // ПравительствоРФ.– 2013.–N661.
4.Инновационнаяобразовательнаятехнология«Тико—моделирование»вразвитиидетейдошкольного возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionaja-obrazovatelnaja-tehnologija-tiko-modelirovanie-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
5.ИспользованиетехнологииТИКО-моделированиявдошкольномучреждениидляразвитияисследовательскихнавыковдетей:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-tikomodelirovaniya-v-doshkolnom-uchrezhdenii-dlya-
razvitiya-issledovatelskih-navikov-detey-3666470.html
6.Консультациядляродителей«РазвитиепознавательныхспособностейспомощьюконструктораТИКО»:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-poznav-2.html].
7.Сообщениеизопытаработы«ТИКОиинтеллектуальноеразвитиестаршихдошкольников»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/361280-soobschenie-iz-opyta-raboty-tiko-i-intellektu.html
8.ТИКО«Арифметика:[Электронныйресурс].–Режимдоступа:https://razvivalki.ru/tiko_arifmetika/