"Художественная литература как эффективное средство воспитания экологической культуры"

Дошкольное образование

Пискайкина Людмила Викторовна

МДОУ «Детский сад №68» г. Саранск

Воспитатель.

Художественная литература как эффективное средство воспитания экологической культуры

(из опыта работы)

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по ­детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по ­настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, стремление узнать как можно больше. вызывают любопытство, привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Для решения задач экологического воспитания необходимо использовать художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. М. Пришвина, В.В.Бианки, широко использовать как сюжетные произведения о природе, так и описательные

В процессе ознакомления дошкольников с природой используются различные виды деятельности дошкольника: беседы, наблюдения, прогулки, работу в живом уголке и др. Чтением художественных произведений можно дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. При отборе художественной литературы руководствоваться следующими принципами: ­доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им. ­реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др. ­привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами. Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественно слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами.

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников вызывают художественная литература и театр. Книга играет огромную роль в воспитании детей, в том числе и экологическом. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе.

В своей работе мы используем произведения таких писателей, как Виталия Валентиновича Бианки, Михаила Михайловича Пришвина, Корней Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Владимировича Михалкова и др. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа или сказки этого автора лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Его произведения помогают раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы и др. Так, сказка «Первая охота» знакомит детей с такими явлениями, как мимикрия, показывает различные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т.д. Интересны сказки Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и представителей животного мира. Дети любят сказки, интересны им сказки о животных, ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки. Стихи – это неистощимый источник описания различных природных явлений

Знакомя детей с любым произведением, необходимо показать не только красочность, но предложить подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее. Мы стараемся донести до ребят, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. 

130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!