Экскурсия в историю появления календаря.
Экскурсия в историю появления календаря.
Знакомство детей с календарем нужно начинать в старшей группе, потому что в этом возрасте у детей уже имеется необходимый запас количественных представлений, и они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем, поэтому, целесообразно проводить в комплексе работу по ознакомлению с этими временными понятиями.
Экскурсия в историю появления календаря.
Невозможно определить точную дату появления первого календаря, но можно уверенно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам – объектам небесной сферы, которые легко наблюдаются невооруженным взглядом. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи.
Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.
Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.
Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.
Современные русские названия | Древние славянские названия |
Январь | Сечень |
Февраль | Лютый |
Март | Березозор (ол) |
Апрель | Цветень |
Май | Травень |
Июнь | Червень |
Июль | Липец |
Август | Серпень |
Сентябрь | Вересень |
Октябрь | Листопад |
Ноябрь | Грудень |
Декабрь | Студень |
В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и долгое время применялась православной церковью.
Опираясь на мнение Ф. Н. Блехер о том, что именно отрывной календарь дает наглядное представление о течении времени, позволяет детям «наблюдать», что дни уходят. Лучше, если в группе появится отрывной календарь. Именно отрывной календарь будет наиболее наглядным «прибором» измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Сорванный листок не спешите выбрасывать. Поместите рядом с отрывным календарем коробочку, в которую будут складываться оторванные листы календаря. Эти листы могут служить детям примером для усвоения понятия «прошедшего» времени. По мере наполнения коробочки, можно говорить о том, что прошла неделя, месяц, осень. Каждый воспитатель может определить самостоятельно принципы и подходы работы с календарем. Единственным обязательным условием является условие систематической работы.
Если кому-то отрывной календарь кажется устаревшим, можно использовать настенный трехблочный отрывной (квартальный) календарь. Он даёт возможность видеть текущий, прошедший и будущий месяц одновременно. Лучше, если на таком календаре два выходных дня будут выделены цветом, отличным от цвета, обозначающего рабочие дни. На таком календаре сразу можно определить, сколько недель в месяце. Для определения даты в таком календаре используется прозрачная лента с «окошком» для указания даты.
Неважно, какой календарь будет у вас в группе, что нужно будет делать детям для определения какой-либо даты (отрывать листы, зачеркивать прошедший день, передвигать «окошечко»), главное, что они:
— научатся ориентироваться в таких непростых для них временных понятиях как «дата», «число», «неделя», «месяц»;
— определять, сколько времени (дней) осталось до какого-либо события;
— будут знать, что будет, когда пройдет неделя, месяц.
Нам взрослым, независимо, кто мы педагоги или родители, надо помнить, что систематическая работа с календарем способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.