Экскурсия в историю появления календаря.

Экскурсия в историю появления календаря.

Знакомство детей с календарем нужно начинать в старшей группе, потому что в этом возрасте у детей уже имеется необходимый запас количественных представлений, и они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем, поэтому, целесообразно проводить в комплексе работу по ознакомлению с этими временными понятиями.

Экскурсия в историю появления календаря.

Невозможно определить точную дату появления первого календаря, но можно уверенно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам – объектам небесной сферы, которые легко наблюдаются невооруженным взглядом. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.

Современные русские названия Древние славянские названия
Январь Сечень
Февраль Лютый
Март Березозор (ол)
Апрель Цветень
Май Травень
Июнь Червень
Июль Липец
Август Серпень
Сентябрь Вересень
Октябрь Листопад
Ноябрь Грудень
Декабрь Студень

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и долгое время применялась православной церковью.

Опираясь на мнение Ф. Н. Блехер о том, что именно отрывной календарь дает наглядное представление о течении времени, позволяет детям «наблюдать», что дни уходят. Лучше, если в группе появится отрывной календарь. Именно отрывной календарь будет наиболее наглядным «прибором» измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Сорванный листок не спешите выбрасывать. Поместите рядом с отрывным календарем коробочку, в которую будут складываться оторванные листы календаря. Эти листы могут служить детям примером для усвоения понятия «прошедшего» времени. По мере наполнения коробочки, можно говорить о том, что прошла неделя, месяц, осень. Каждый воспитатель может определить самостоятельно принципы и подходы работы с календарем. Единственным обязательным условием является условие систематической работы.

Если кому-то отрывной календарь кажется устаревшим, можно использовать настенный трехблочный отрывной (квартальный) календарь. Он даёт возможность видеть текущий, прошедший и будущий месяц одновременно. Лучше, если на таком календаре два выходных дня будут выделены цветом, отличным от цвета, обозначающего рабочие дни. На таком календаре сразу можно определить, сколько недель в месяце. Для определения даты в таком календаре используется прозрачная лента с «окошком» для указания даты.

Неважно, какой календарь будет у вас в группе, что нужно будет делать детям для определения какой-либо даты (отрывать листы, зачеркивать прошедший день, передвигать «окошечко»), главное, что они:

— научатся ориентироваться в таких непростых для них временных понятиях как «дата», «число», «неделя», «месяц»;

— определять, сколько времени (дней) осталось до какого-либо события;

— будут знать, что будет, когда пройдет неделя, месяц.

Нам взрослым, независимо, кто мы педагоги или родители, надо помнить, что систематическая работа с календарем способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.

223
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!