«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ»
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.
Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).
Л.Г.Парамонова считает, что коррекционно-профилактическая работа по развитию слуховой дифференциации звуков должна осуществляться с опорой на более сохранные функции.
Неразличение речевых звуков на слух ребенком школьного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.
В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у школьников с ОВЗ и дается характеристика этих процессов.
Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?
1. Простановка звуков идет быстрее и качественнее.
2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (Фонемы).
4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с системными нарушениями речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работа по преодолению фонематических нарушений.
Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому я стараюсь разнообразить занятия, вносить в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.
Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения использую в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем. Для подгрупповой работы дети были объединены по однородности речевого дефекта и задания подбирались с тем звуком, над которым в данный момент велась работа.
1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
• развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
• формирование четкого слухового образца звука;
• формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
• создание благоприятных условий для создания последующего формирования фонематических функций.
• Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям:
• формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов – паронимов;
• формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
2 этап. Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.
Задачи этого этапа:
• развитие фонематического восприятия,
• фонематического анализа и синтеза;
• развитие фонематических представлений.
Заключение.
Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у школьников с ОВЗ способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.
Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.