Основы процесса вовлечения учащихся младших классов в активную творческую деятельность

Липкина Галина Михайловна

Зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Самаевская СОШ»,

Республика Мордовия, Ковылкинский район, пос. Станция Самаевка, РФ

ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В АКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Творчество представляет собой процесс, в результате которого создаются ценности материального или духовного характера, которые несут в себе нечто новое, основанное на фантазии и воображении, характеристиках внутреннего мира человека. Творческий процесс основан на свободном полете мысли, разностороннем развитии личности. Как правило, такое развитие должно начинаться в младшем возрасте: дети младшего школьного возраста начинают искать в себе задатки творчества, они хотят петь, рисовать, сочинять и именно в этот период необходимо учить их видеть в окружающих предметах и явлениях интересные стороны.

У каждого ребенка есть свой талант, поэтому педагогу необходимо сразу его распознать и в дальнейшем прикладывать усилия для его развития. Отсюда следует основная цель творческой деятельности с учащимися младших классов – раскрытие творческого потенциала младших школьников через развитие их творческих способностей, создание условий для формирования творческих умений учащихся начальных классов.

При вовлечении в активную творческую деятельность учащихся младших классов основными задачами педагогов начальных классов являются следующие:

– развивать у школьников способность разносторонне мыслить: узнавать новую информацию, уметь ее сравнивать и анализировать, сочетать и обобщать;

− ознакомить школьников с формами творческой деятельности для того, чтобы каждый из них мог выбрать себе конкретную область для активной работы;

− обучить основам конкретного вида творческой деятельности;

– способствовать развитию коммуникативных навыков для дальнейшего умения работать в группе, выступать на сцене;

− формировать навыки публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;

− развивать инициативную позицию [1, с. 125].

Также педагогу необходимо поддерживать инициативу со стороны младших школьников, корректировать их деятельность в нужном направлении, организовывать мероприятия, выставки и конкурсы, в которых могли бы участвовать учащиеся, проявляя свои способности и получая все больший интерес для дальнейшей активизации в творческом плане.

При вовлечении учащихся младших классов в активную творческую работу педагогам необходимо основывать свою работу на следующих принципах:

− принцип доступности;

– принцип этапности;

− принцип времени;

– принцип синергии.

Принцип доступности включает в себя организацию творческого процесса, наличие средств и предметов творческого труда, распределение творческих заданий в соответствии с возрастом школьников.

Принцип этапности заключает в себе распределение творческой работы на определенные задания, контроль за которыми могут реализовывать педагоги, родители, сами учащиеся.

Принцип времени обуславливает распределение выполнения творческих заданий по временным отрезкам. Этот принцип требует от школьника выработки таких качеств, как настойчивость, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Принцип синергии основан на объединении нескольких творческих качеств в единое целое. Данный принцип применим не только по отношению к творческой деятельности одного школьника, но и к деятельности творческой группы или класса. То есть, класс может приготовить совместный творческий проект, если каждый ученик вложит в него частичку своих способностей.

Основные методы развития творческого потенциала учащихся:

– Активная роль школьника. Необходимо учащимся создавать такую обстановку, в которой они бы заняли активную позицию в творческой работе.

− Правильная психологическая обстановка. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых учащийся мог бы почувствовать себя комфортно и раскрыть свои творческие способности, не боясь осуждения [3, с. 25].

– Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству. Школьникам необходимо создать такие условия, в которых они могли бы поверить в себя, в свои силы. Нужно поощрять детей за их победы (грамоты, призы, моральная поддержка), а также поддерживать их в случае неудач, не дать им разочароваться в собственных умениях и стараниях.

− Внутренняя мотивация учащегося. Педагогу нужно заинтересовать ребенка таким образом, чтобы в нем «проснулся» внутренний интерес к творчеству, чтобы школьники сами проявляли инициативу к творческой работе.

Список использованной литературы:

1. Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. − 144 с.

2. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников /

В. Н. Былевская // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 15-17

3. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 25-27

© Г. М. Липкина

237
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!