Ознакомление детей с многообразием культурной жизни народов России

Тип статьи:
Авторская

Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются первые чувства гражданственности и патриотизма. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми.

Цель нашей работы: сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.

Задачи:

1.Формировать уважительное отношение, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.

2.Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.

3.Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, творчество и фантазию.

4.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

В процессе работы с детьми, они приобретают знания о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии народностей, населяющих нашу страну. У них формируются представления о себе и других, как о личности, толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям.

В нашем детском саду есть мини-музей «Краеведение», «Мордовская изба». В каждой группе есть уголок«Краеведение». Знакомство с историей и культурой нашей Родины пронизывает все виды деятельности дошкольников. Это:

1. Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей и музыкального руководителя.

2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.

3. Проведение праздников в детском саду.

Мордовский край богат песнями, сказками, преданиями. Народное творчество занимает значительное место в работе нашего детского сада. Через песни, сказки дети усваивают мордовский язык, его нравы и обычаи, черты характера.

Знакомя детей с мордовскими пословицами, поговорками, песнями, танцами, мы подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, глубокую любовь к человеку, отечеству. Мордовские сказки раскрывают детям традиции народа, его устои: глубокую почтительность и уважение младших к старшим, доброту и отзывчивость. Приобщение детей к мордовскому фольклору, национальному искусству и литературе пробуждает в них чувства гуманизма, коллективизма, воспитывает любовь к своему краю и его людям.

Мы воспитываем в детях толерантное поведение в условиях поликультурного окружения. Ведь уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России, – важнейший принцип жизни нашего общества. Сохранение национальных традиций, культурных ценностей, возможность говорить и читать на родном языке, обучать детей родному языку – священное право каждой нации.

Однако следует помнить об одном: знакомство с элементами мордовской культуры идет в сочетании с народными произведениями других национальностей, например русскими. Ведь историческая судьба мордовского народа тесно связана с русским народом.

В совместной деятельности с детьми в своей работе по данной теме я использовала:

Социально-коммуникативное развитие:

Беседы: «Моя семья», «Зачем нужны традиции?».

Познавательное развитие:

НОД: «Народов дружная семья».

Игра: «Клубочек волшебных слов».

Речевое развитие:

Сочинение сказок и историй детьми.

Дидактические игры: «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… »,

«Путешествуем по сказкам».

Чтение сказки: «Мышка вострохвостик».

Пословицы и поговорки по теме: «Дружба народов».

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка: «Цветок дружбы».

Рисование: по мотивам национальных узоров.

Конструирование: «Чей это дом!»

Слушание песен разных народов.

Физическое развитие:

Народные игры России: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок-перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатоходец», «Перепелочка».

Итоговое мероприятие: спортивное развлечение «Мы разные, но дети одной страны».

Оформление выставки рисунков «Дружба народов».

Предметная среда нашей группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Иллюстрации о г. Саранске позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, достопримечательности. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.

Родители оказывают помощь педагогам и участвуют в жизни нашего учреждения. В нашей группе в системе Онлайн были проведены следующие мероприятия с родителями:

1. Родительское собрание «Воспитание в духе толерантности: что это такое?».

2. Консультации: «Чему мы учимся друг у друга?», «Семейные традиции».

3. Беседы: «Воспитание дружеских отношений в игре», «Психологическое здоровье ребенка».

4. Наглядная пропаганда: листовка «Первые шаги к толерантности», буклет «Что такое толерантность?», изготовление фотоальбома «Где мы отдыхали летом», «Мы жители одной страны».

5. Помощь в организации экскурсий, походов в музей, в материально-техническомоснащении групп, подготовке к праздникам и развлечениям.

Наш сад неоднократно взаимодействовал с другими организациями. Это были:

1. Посещение краеведческого музея им. И.Д.Воронина.

2. Экскурсия в музей боевой и трудовой славы.

3. Экскурсия в музей центра эстетического искусства.

4. Экскурсии по городу.

5. Просмотр спектаклей кукольных театров.

5. Экскурсия в Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.

6. Неоднократно в нашем саду были организованы встречи с ансамблем «Келу».

Дети знакомились с историей мордовского края, с именами людей, прославившими Мордовию, историей главных улиц, архитектурными памятниками и спортивными сооружениями города Саранска, с природой родного края. Посещали читальные залы библиотек С.Маршака, К.Чуковского. В Республиканской детской юношеской библиотеке в музыкальном отделе дети слушали грамзаписи мордовских песен, музыкальные пьесы, хороводные и праздничные речитативы, частушки.

Сохранение национальной культуры для будущего поколения Мордовии – дело государственной важности. Веря в гуманистическое развитие мира, общечеловеческая ценность малочисленных народов будет все время возрастать, потому что каждый из них несет в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий – язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психический склад.

250
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!