Взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников
Проблема сохранения экологии, формирования у подрастающего поколения
бережного отношения к природе, окружающему миру является приоритетной на протяжении многих десятилетий. Эффективность экологического воспитания
дошкольников зависит от многих факторов, немаловажная роль отводится организации взаимодействия родителей детей и детского сада. Активное участие родителей в
воспитательном процессе, совместное построение экологической развивающей
среды, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка являются
частью экологической культуры.
Экологическая культура является качественным новообразованием личности,
определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, по[1]ступки, поведение и в целом жизнь человека. Дошкольный возраст – самоценный
этап в развитии экологической культуры. В этот период происходит качественный
скачок, выражающийся в том, что ребёнок начинает выделять себя из окружающей
среды, в формировании осознанного отношения к окружающему миру, что в значительной степени определяет процесс развития личности в дальнейшем.
Одно из направлений деятельности МДОУ №29 г. Саранска является формирование экологической культуры дошкольников. Работа строится с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС) и включает организацию групповых уголков природы и озеленение прилегающего участка; используются различные формы работы с дошкольниками способствующие формированию бережного отношения к природе – это беседы, консультации, дидактические и познавательные игры, наблюдения.
Наша работа по включению родителей в процесс экологического воспитания
представляет собой систему, в основе которой положена цель воспитания экологи[1]ческой культуры дошкольников и включает:
диагностика уровня экологической культуры (грамотности) дошкольников с использованием различных методик (например, игровых методик с использованиемсказок, изобразительной деятельности);
определение направлений работы по формированию экологической культуры дошкольников, а именно: формирование системы экологических знаний и представлений и развитие эстетических чувств через участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, чтообеспечивает воспитание гуманного отношения к природе;
выявление уровня понимания родителями сущности экологического воспитания дошкольников, определение потребностей родителей в экологическом воспитании дошкольников;определение наиболее оптимальных форм и методов формирования экологи[1]ческой культуры дошкольников, обеспечивающих включение родителей в реализацию вышеуказанных направлений;анализ полученных результатов.Диагностика экологической культуры дошкольников проводится в начале учебного года в старшей группе. Было проведено ряд диагностирующих занятий, направленных на выявление уровня понимания зависимости растений от факторов неживойприроды, на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимодействиях в
экосистемах. В ходе занятий и режимных моментов дети включались в игровые ситуации, знакомились с литературными произведениями по экологическим темам,
выражали свое отношение к характерам героев, анализировали ситуации из книг.
Кроме того, детям давались задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений о живой и неживой природе, знаний о природе.
Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природы, окружающего мира в целом. Мы провели диагностическое исследование, направленное на изучение отношения родителей к экологическому воспитанию, их представлений о задачах и проблемах современного воспитания. Выявление уровня понимания родителями сущности экологического воспитания до[1]школьников и потребностей родителей в экологическом воспитании дошкольников
определялось с помощью анкетирования, которое включало в себя ряд вопросов: так,
например, как вы понимаете сущность экологии? Во время прогулок на природе общаетесь ли Вы на тему значимости природы, на темы сохранения и красоты при[1]роды?
В анонимном анкетировании приняло участие 27 человек. На вопрос о том, считаете ли Вы актуальным экологическое воспитание, получено 86% утвердительных
ответов. Итоги анкетирования позволили нам организовать дальнейшую работу по
включению родителей в процесс формирования экологической культуры дошкольников.
Постоянно проводятся практические занятия и семинары: «Закаливание детей
дома», «Мастерим вместе с детьми», «Поделки из природного материала», «Расти
здоровым» и т.д. Родители получают ответы на интересующие их вопросы по экологическому образованию дошкольников, рекомендации по организации условий эко[1]логического воспитания и обучения их ребенка дома. Систематически проводятся
выставки творческих работ детей и родителей (рисунки, фотографии, поделки и т.п.),
что позволяет создать атмосферу совместного творчества детского сада и семьи.
Считаем, что такая совместная деятельность ДОУ и семьи способствует формированию экологической культуры дошкольника, воспитанию детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку. Организация экологического воспитания невозможна без опоры на семейные ценности и традиции дошкольника, без привлечения родителей к работе по формированию экологической культуры.
Список литературы:
1.Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции / сост. Е.А. Пахомова. — Кемерово, КРИПКиПРО, 2012. -183 с.
2. Скалон Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада: метод. Пособие / Т.А. Скалон,
Н.М. Игнатьева. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. -156 с.
3. Токарев А.А. Педагогическое взаимодействие воспитателей детского сада и родителей как усло[1]вие эффективного экологического воспитания // Молодой ученый, 2016. — №29. — С. 603-606.