Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы
Большие и маленькие мячики
Задачи:
- Обучающие:
- учить различать количество предметов: много – один – много
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название.
- Воспитательные:
- воспитывать желание слушать стихотворения;
- сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровым действием.
- Развивающие:
- формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним;
- формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький;
- повторять несложные фразы.
Материалы для занятия: корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребенка); две коробки разной величины; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.
Организационный момент:
Воспитатель читает стихотворение и отбивает от пола мяч.
По мячу ладошкой бьем
Дружно, весело вдвоем.
Мячик, Мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьем.
Дружно, весело вдвоем.
Мяч бросаю и ловлю.
Я с мячом играть люблю.
Е.Железнова
Ход занятия:
- Игровая ситуация
В. Дети, что это?(Показывает детям мяч) Сколько у меня мячей?
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.
В. Посмотрите, что лежит в коробочке? (Ответы детей) Много или мало мячей в корзине?
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
В. Посмотрите, мячи в корзине большие маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке. Какой по величине этот мяч? (Ответы детей.) Возьми, Рамзан, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках! У Рамзана в руках маленький мяч. Рамзан, какой по величине этот мяч? (Ответ ребенка.) Ребята, какой по величине мяч спрятался у Рмзана в ладошках?
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
В. Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.
Дети соединяют кисти рук в форме шара. Воспитатель показывает детям большой мяч.
В. Вот это большой мяч. Костя, возьми его ладошками. Спрятался большой мяч в ладошках? (Ответ ребенка.) Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками. (Ребенок берет мяч двумя руками и прижимает к себе.) Какой по величине этот мяч?
Индивидуальные и хоровые ответы детей.
В. Покажите все руками, какой большой мяч.
Воспитатель и дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.
- Сортировка мячей по величине.
В. У меня есть две коробки: большая и аленькая. Какая по величине эта коробка?
Д. Это большая коробка
В. Что можно сказать о величине этой коробки?
Д. Это маленькая коробка
В. Давайте в большую коробку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие. Я беру большой мяч и кладу его в большую коробку. В какую по величине коробку я положила большой мяч? (Ответы детей.) Артем, возьми один мячик. Какой по величине мяч взяла Артем? (Ответ ребенка.) Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч? (Ответ ребенка)
Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине, раскладывая их в большие и маленькие коробки. Необходимо побуждать детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч», «маленький мяч», «большую коробку», «маленькую коробку», используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.
Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.
В. Сколько мячей в корзине? (Ответы детей.) Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки: большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие. Молодцы, у вас все хорошо получилось. Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.
- Физкультминутка – Игра «Соберем мячики».
Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь.
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Раз! Два! Три! Мячи лови!
Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате, дети собирают мячи и приносят воспитателю. Игра повторяется 2 – 3 раза.
- Итог занятия
В.Вы сегодня большие молодцы. Что мы сегодня делали?
Д.играли с мячиками.
В. Какие мячики у нас были?
Д.Большие и маленькие
В. Сколько мячей у нас было?
Д. много
В. Что мы сделали с большими мячами?
Д. сложили в большую коробку
В.Что делали с маленькими мячами?
Д. Сложили в маленькую коробку.