«Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста»

«Применение игровых технологий

в развитии детей младшего дошкольного возраста

в соответствие с ФГОС ДО»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями

вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию

окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая

восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

1. Игровые технологии как основа развития детей младшего

дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших,

является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным

определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных

учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-

ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее

сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при

вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,

природой.

Элементы современных педагогических технологий творческих

сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной

дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-

ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления

руководства:

-приемы, направленные на формирование игры;

-приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

-приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Технология Н.Ф. Тарловской

У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша

вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим

действиям.

Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним

взрослым.

Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при

котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание

взрослому, а общение с ним.

В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать

игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку»

покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на

машинке и пр.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь

воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые

действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в

том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно

педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить

чувство успеха, радости, удовлетворения.

Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя

кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная

ситуация является довольно сложной.

Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен

быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная

задача педагога – подготовка детей к принятию роли.

Среди авторов современных педагогических технологий также

выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я.

Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.

Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо

учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не

будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях

и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие

взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство», «формирование»,

«управление» игрой (Н.Я. Михайленко).

«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия,

направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в

детском игровом творчестве.

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры,

начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной

игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н.Н.,

Михайленко Н.Я.

Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным

педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).

Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития

игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со

взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель –

врач, ребенок – больной).

Группа педагогов – исследователей под руководством

С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).

Комплексный метод включает следующие компоненты:

-планомерное обогащение жизненного опыта;

-совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на

передачу детям игрового опыта, игровых умений;

-своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося

жизненного опыта;

-активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,

направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых

способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность

методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения

ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с

термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного

подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.

Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен

уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и

игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и

четвертый компоненты комплексного подхода.

Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой

деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной

проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М.

Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть

инициатором, организатором игры.

Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие

приемы руководства:

-обучение игровым действиям через развертывание игровой

деятельности;

-исполнение воспитателем главной роли;

-организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

-внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его

лица;

-сюрпризное появление игрушки;

-создание воображаемой ситуации;

-совет, напоминание;

-обновление игровых уголков;

-введение игрового тренинга, правил поведения;

-разыгрывание воображаемой ситуации;

-внесение образных игрушек.

Таким образом, проанализировав теоретические основы современной

педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и

развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать

следующие выводы:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью

дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них

формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с

правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все

предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению

сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной

социальной роли;

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или

иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на

сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной

игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного

возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом

облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене

школы.

2. Методические рекомендации по применению игровых технологий в

образовательном процессе ДОО

Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности

малышей:

Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для

игры детей, другими видами деятельности.

Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными

особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые

различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-

ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда

атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям

предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства играми детей младшего

дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на

главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать

индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни

рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы

руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т.к. только

самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует

развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов

наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию

«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

В составлении перечня методов и приемов, способствующих

развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста,

использованы рекомендациями Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф.,

Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др. авторов.

Методы и приемы, способствующие обогащению

содержания игры.

Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком,

при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н.Я.

Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в

процессе их игры, направленное на пробуждение и

самостоятельное применение детьми новых способов

решения игровой задачи, на отражение в игре новых

сторон жизни (Новоселова С.Л.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни

детей в детском саду;

Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию

игровых

взаимоотношений.

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская); Участие воспитателя в игре (главная роль)

(Михайленко Н.Я.);

Использование многоперсонажного сюжета (2

врача, 2 шофера) (Михайленко Н.Я.);

Внесение кукольного персонажа, постановка

правил поведения от его лица;

Создание разновозрастных игровых триад (В.И.

Турченко).

Косвенные приемы руководства Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);

Изменение игровой среды (С. Новоселова);

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации (Т.М.

Бабунова);

Объяснение по воображаемому радио или

телевизору об открытии новых «больниц»,

«магазинов».

393
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!