«Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста»
«Применение игровых технологий
в развитии детей младшего дошкольного возраста
в соответствие с ФГОС ДО»
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями
вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию
окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая
восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
1. Игровые технологии как основа развития детей младшего
дошкольного возраста
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших,
является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным
определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных
учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-
ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее
сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при
вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,
природой.
Элементы современных педагогических технологий творческих
сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной
дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-
ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления
руководства:
-приемы, направленные на формирование игры;
-приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
-приемы, направленные на формирование взаимоотношений.
Технология Н.Ф. Тарловской
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша
вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим
действиям.
Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним
взрослым.
Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при
котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание
взрослому, а общение с ним.
В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать
игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку»
покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на
машинке и пр.
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь
воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые
действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в
том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно
педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить
чувство успеха, радости, удовлетворения.
Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя
кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная
ситуация является довольно сложной.
Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен
быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная
задача педагога – подготовка детей к принятию роли.
Среди авторов современных педагогических технологий также
выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я.
Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.
Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо
учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не
будут.
Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях
и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие
взрослого в игре.
Используются такие термины «руководство», «формирование»,
«управление» игрой (Н.Я. Михайленко).
«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия,
направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.
«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в
детском игровом творчестве.
Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры,
начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.
Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной
игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н.Н.,
Михайленко Н.Я.
Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным
педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).
Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития
игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со
взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель –
врач, ребенок – больной).
Группа педагогов – исследователей под руководством
С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).
Комплексный метод включает следующие компоненты:
-планомерное обогащение жизненного опыта;
-совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на
передачу детям игрового опыта, игровых умений;
-своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного опыта;
-активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,
направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых
способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность
методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения
ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с
термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного
подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.
Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен
уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и
игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и
четвертый компоненты комплексного подхода.
Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой
деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной
проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М.
Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть
инициатором, организатором игры.
Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие
приемы руководства:
-обучение игровым действиям через развертывание игровой
деятельности;
-исполнение воспитателем главной роли;
-организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
-внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его
лица;
-сюрпризное появление игрушки;
-создание воображаемой ситуации;
-совет, напоминание;
-обновление игровых уголков;
-введение игрового тренинга, правил поведения;
-разыгрывание воображаемой ситуации;
-внесение образных игрушек.
Таким образом, проанализировав теоретические основы современной
педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и
развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать
следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью
дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них
формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с
правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все
предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению
сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной
социальной роли;
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или
иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на
сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной
игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного
возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом
облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене
школы.
2. Методические рекомендации по применению игровых технологий в
образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности
малышей:
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для
игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными
особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые
различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-
ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда
атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям
предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на
главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать
индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни
рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы
руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т.к. только
самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует
развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов
наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию
«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.
В составлении перечня методов и приемов, способствующих
развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста,
использованы рекомендациями Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф.,
Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др. авторов.
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. | Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н.Я. Михайленко); Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина); Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.Л.); Игра в телефон (Н. Палагина); Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни детей в детском саду; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. |
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений. | Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская); Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.); Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) (Михайленко Н.Я.); Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; Создание разновозрастных игровых триад (В.И. Турченко). |
Косвенные приемы руководства | Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова); Изменение игровой среды (С. Новоселова); Наблюдение, экскурсия; Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова); Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов». |