«Формирование правовой культуры школьников на уроках истории и обществознания»
В силу специфики преподаваемых дисциплин, нам, учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами формирования нравственности, гражданственности, ;патриотизма, правовой, политической культуры и т.д.
Это звенья одной цепи, начало которой в формировании понятий «хорошо» и «плохо» и заканчивая проявлениями активной гражданской позиции во всех сферах общественной жизни.
Школьный курс истории представляет большие возможности для развития правовой культуры учащихся. Я акцентирую внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в тоже время остальные. История дает богатый материал в области изучения зарубежного и отечественного права:
— регулирование поведения людей в первобытном обществе;
— древневосточное и античное право;
— право средневековых цивилизаций;
— современные правовые системы;
— западноевропейское право эпохи буржуазных революций;
— русское право и право Российского государства.
История дает богатый материал для знакомства с выдающимися юридическими памятниками, такими как Законы Хаммурапи, свод римского права Юстиниана, Салическая Правда, Русская правда, Великая хартия вольностей, Соборное Уложение, Декларация прав человека и гражданина, Конституции разных прав. История в этом случае не только дает учащимся сумму принципиально новых знаний, но и способствует серьезной внутренней работе по формированию своего отношения к идеям и ценностям гражданского общества и правового государства. Изучение истории должно помочь учащимся ответить на вопросы: Что такое закон и порядок? Каковы взаимоотношения личности и общества? Я стараюсь учить детей уметь оценивать события истории, деятельность исторических личностей с точки зрения общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма. Выработать активную жизненную позицию у каждого учащегося, уважение к закону, уверенность в возможности защиты своих прав. А для этого свои права надо учить и знать. Кроме школьных учебников в зависимости от темы на своих уроках я использую дополнительно исторические, юридические и литературные источники.
Методика моей работы разнообразна. Однако наиболее продуктивными, являются активные формы работы – дискуссии, дебаты, сюжетно-ролевые игры, семинары и практикумы. Именно активные формы воспитывают способность к диалогу, умение считаться с другой точкой зрения, анализировать материал и давать обратную связь. Важно также и то, что игровые формы позволяют учащимся эмоционально «проживать» разные правовые ситуации. Это особенно важно для самопознания личности. При этом формы урока могут меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Материал раздела «Древний Восток», позволяет познакомить учащихся с такими понятиями как «государства», «право», «закон», «правовое неравенство». Последнее своеобразие Древнего Востока отчетливо прослеживается на материале Законов Хаммурапи и кастовом строе Древней Индии. На этих уроках я организую работу так, чтобы выделить правовые моменты различных категорий населения в государствах древнего Востока, познакомить на примере Законов Хаммурапи с древнейшими судебниками
Касаясь вопроса о возникновении государства и права я отмечаю, что они появляются на определенной стадии развития общества. На материале Египта, Месопотамии, Индии и Китая я всегда углубляю и конкретизирую отличие государственной стадии от родоплеменной. При этом обращаю внимание учащихся на отличительные признаки государства:
— государство имело определенную территорию;
— во главе государства стоит единоличный правитель – царь;
— отсутствовало равенства между людьми: богатые и бедные, свободные и рабы;
— на смену обычаям и традициям, которые регулировали жизнь первобытных людей, приходят законы.
На материале Древнего Египта, Вавилона, Китая у учащихся формируется понятие «деспотии», как особой формы государства, типичной для древнего Востока. Я обращаю внимание на такие ее черты как: неограниченная власть правитель, обожествление его
Обучение правам человека является стержнем гражданско-правового образования. Исходя из принципа «вездесущности» права, убеждена, что получив импульс на уроках, осознанное формирование гражданской позиции продолжается в рамках курсов предпрофильной подготовки и воспитательной внеурочной деятельности.
Решение поставленных задач выстраиваю с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В младшем подростковом возрасте (5 – 8 класс) происходит расширение самостоятельности учащихся в различных сферах жизнедеятельности, желание утвердить себя в группе через активные действия. Учащиеся этого возраста в большей степени подвержены правовому нигилизму. Поэтому на данном этапе гражданско-правового образования изучение прав и свобод человека и гражданина, а также их обязанностей становится стержнем всего обучения и воспитания. Раскрытие этих правовых проблем является главным условием развития у подростков гражданского самосознания и толерантности.
К 14–15 годам подросток накапливает определенный жизненный опыт, он становится частично дееспособным, что делает особенно важным приобретение им системных правовых знаний практической направленности. На данном этапе создается целостное представление о современных критериях прав человека и гражданина, о формах и способах их защиты. Спецификой преподавания в 9–11 классах является особое внимание к проведению уроков-практикумов и проектной деятельности с использованием нормативно-правовых актов российского законодательства и решением юридических задач по конкретным жизненным ситуациям, что позволит ученикам быть более адаптированными к социуму. Ученические проекты позволяют вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, расширить круг знаний об обществе, развить навыки коммуникации, развить чувство гражданской ответственности, укрепить веру в свои силы и возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности.
Практическая работа с текстом Конституции проводится на уроке обществознания в 6 классе. Ученики вместе с заданиями получают и «путеводитель», где содержится информация о том, на какую статью необходимо опираться при решении познавательных задач.
Так на уроке-практикуме по обществознанию «Власть и закон» в 9 классе ученики рассуждают о взаимосвязь власти и закона в истории, опираясь на тексты законов разных исторических периодов: им предлагаются материалы из «Свода основных государственных законов Российской империи 1906 года», из «Кодекса Законов о труде» 1932г, Из Конституции РФ 1993г. Знакомство с этими документами позволяет подвести учащихся к пониманию ценности права, что оно является показателем уровня развития государства.
Рассуждение о взаимосвязи власти и закона приводит к выполнению творческих заданий. Так, например, ученикам предлагалось вспомнить русские народные пословицы, в которых эта связь показана, и попытаться объяснить, почему в большинстве из них просматривается негативное отношение к закону.
Возможность непосредственного применения правовых знаний на занятиях ограничена. Поэтому на уроках происходит «проигрывание» жизненных ситуаций, что позволяет компенсировать недостаток жизненного опыта, дает возможность его «нарабатывать». Так, для того чтобы подвести учеников к практическому выводу о широком распространении гражданских правоотношений в повседневной жизни и о необходимости защищать свои права цивилизованным путем, предлагаю ученикам провести мини-исследование, опросив респондентов, какие гражданские права наиболее часто нарушаются на практике и закрепление материала провести в форме деловой игры «Консультация у юриста». Часть учеников предлагают конкретные ситуации спорных гражданско-правовых отношений, а «юристы-консультанты» предлагают правое решение проблемы.
Работа на уроке с первоисточниками призвана не только активизировать познавательную деятельность учеников, но и побудить их к продолжению изучения законов самостоятельно, осознанию того, что закон сам по себе не может работать. Для того, чтобы закон работал, люди должны знать законы и грамотно ими пользоваться.
Накануне изучения темы «Потребитель и его права» учащимся предлагается ответить, из каких источников они как потребители черпают информацию о своих правах и дать оценку этим источникам.
В рамках урока по изучению трудового права ( 11 класс в игровой форме отрабатывается знание такого понятия, как «трудовой договор». По условиям игры несколько учащихся устраиваются на работу и должны подписать трудовые договоры. Каждому из них выдается свой экземпляр для ознакомления (среди них есть и правильно составленный), после чего они должны либо согласиться с условиями договора, либо заявить работодателю, в роли которого также выступает один из учеников, что договор составлен неверно и не является правомерным.
Не меньший интерес вызывают деловые игры по избирательному праву. Это не только «политические дебаты», но и деятельность всех участников избирательного процесса по соблюдению законности во время предвыборной кампании и в день голосования.
Особенное внимание в своей работе я уделяю проектно-исследовательской работе Вот некоторые темы проектных работ школьников:
«Судебный процесс, преступление и наказание по «Русской Правде»;6 класс
«Государственная Дума в России: история и современность»;11 класс
Развитию творческого потенциала обучающихся, их коммуникабельности и самоорганизации способствуют различные виды внеурочной деятельности, проводимых в рамках Недели правовых знаний:
Уроки-тренинги «Изучаем Конституцию»
Игры-путешествия «По правовым лабиринтам»;
Ролевая игра «Мы – будущие избиратели»;
Конкурсы презентаций, рисунков, эссе в старших классах
Результат работы по формированию гражданско-правового сознания – это понимание обучающимися необходимости уважать закон, осознавать ценность права, неразделимость прав и обязанностей. Конечно, выявить уровень сформированности такого состояния непросто, но каждый учитель может это почувствовать, понять в процессе общения с детьми на уроках и во внеклассных мероприятиях, где ученики, будучи активными участниками процесса познания, высказывают свое отношение к правовым ситуациям. Это дает возможность осознать практическую направленность полученных знаний, способствует дальнейшей социализации школьников.