Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: «Удивительное рядом. Соль-волшебница.»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие:
— формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
— учить наблюдать причинно-следственные связи, делать выводы;
— способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие:
— развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
— развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
— развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
— развивать умение обобщать.
Воспитательные:
— воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами;
— воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли; соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов с солью.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативные». Развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
ОО «Познавательные». Содействовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Развивать познавательные интересы детей в процессе экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворение).
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в своей лаборатории. Давайте улыбнемся друг другу для хорошего настроения. Чтобы оно длилось весь день. Ребята, сегодня к нам в лабораторию пришла посылка. На ней даже адрес стоит «город Саранск «Детский сад № 76» старшая группа №8. Лаборатория «Хочу всё знать»». Значит это нам. Давайте ее откроем и посмотрим, что там внутри. А там лежит шкатулка. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, мое имя-Знайка. Я выслал вам шкатулку с сюрпризом. Чтобы узнать что же я там спрятал, нужно отгадать вам загадки. А еще вам предстоит стать великими учеными. Я знаю, что вы все любите много узнавать нового и интересного. Желаю вам удачи.»
Воспитатель: Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках. (Воспитатель загадывает загадку)
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: Ребята, аккуратно откройте мешочки. Что там? (Дети: соль)
Воспитатель высыпает соль в емкость.
Воспитатель: Для чего нужна соль? Где люди используют соль?
Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за стол, на свои рабочие места. Но прежде чем приступить к работе вам нужно вспомнить, как нужно вести себя в лаборатории:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, занимайте свои места.
Опыт: «Из чего состоит соль».
Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (Дети: Без запаха). Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (Дети: Насыпали). Значит соль, какая (Дети: Сыпучая, рассыпчатая). А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (Дети: Зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (Дети: Хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики с водой. Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (Дети: Растворилась). Изменился ли цвет воды? (Дети: Нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (Дети: Солёная). Молодцы.
Вывод: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Дети: Нет, в реке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы.
Опыт: «Плавающее яйцо».
Воспитатель: А этот опыт я вам покажу сама. Вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Дети: Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Дети: Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Дети: Яйцо утонуло).
Вывод: Какой вывод мы сделаем? Плотность соленой воды больше, чем пресной. Значит, в солёной воде легче плавать.
Игра «Соленый-несоленый»
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Рефлексия
Воспитатель: Итак, какое вы сегодня изучали вещество? Что нового вы узнали о соли? Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Ой, ребята, а в сундучке еще что-то есть. (Открывает, а там угощение за хорошую работу.)
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Вы были хорошими учеными. Можете быть свободны.