Медиация и конфликты в дошкольном образовательном учреждении

Медиация и конфликты в дошкольном образовательном учреждении.

Молянова Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №76

комбинированного вида», г.о. Саранск

                                                                                                                         «Если в вашей жизни нет конфликтов-

                                                                                                                          проверьте, есть ли у Вас пульс»

В жизни человека конфликты неизбежны. Они возникают при разных жизненных обстоятельствах: в семье, на работе, в общественных местах. И от этого никто не застрахован. Конфликты забирают у человека много сил и времени при их решении. Порой, случайные конфликты возникают между людьми из-за простого непонимания и разницы во взглядах. Найти решение в конфликтах самостоятельно плодотворно и эффективно оказывается сложно. Как точно отметил великий классик Н.В.Гоголь: «Людям трудно самим умириться между собой, но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит…»

В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица-медиатора (процедуры медиации) нормализации социальных отношений был разработан и принят Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[2]. Сегодня о медиации очень много говорят, работают и даже учатся, используя медиативные технологии. Возможно ли применить медиативные технологии в дошкольных учреждениях? Дошкольная жизнь-сложный процесс. В воспитательных и образовательных учреждениях конфликты не редкость: конфликт между детьми, между детьми и воспитателями, между родителями и воспитателями, между родителями. Самое неприятное в конфликте – это страх, обида, злоба по отношению друг к другу. Мало того и не скупятся на упреки и оскорбления.

Что чаще всего может стать поводом для конфликта? Со стороны родителей: воспитатели не могут найти подход к ребенку; с ребенком мало занимаются в детском саду; плохо следят за ребенком; не принимают меры в отношении агрессивных и гиперактивных детей, особенно если их ребенка обдели. У воспитателей тоже имеются претензии к родителям: предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам; плохо воспитывают детей; забывают оплатить квитанции; поздно забирают детей и т.д.

При разрешении практически всех конфликтов в дошкольном образовательном учреждении, может быть применена медиация. Главная цель медиации – превратить дошкольное образовательное учреждение в безопасное, комфортное пространство для воспитанников, воспитателей, родителей. В процессе медиации каждый участник как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, предложить ему свою задачу разрешения конфликта. Медиация – это процесс, в котором нет проигравших. Результат медиации не запрограммирован на «да» и «нет», на «прав» и «виноват». Результат удачной медиации может быть самым неожиданным, но всегда выгодным для всех спорщиков и полностью удовлетворяющим их интересы. Противопоказание к применению медиации только одно: нежелание спорщиков в принципе разрешить свой спор миром [1] Медиация основывается на предпосылке того, что все участники конфликта должны быть задействованы в его решении. Руководители, которые знакомы с медиативным подходом, превосходно справятся с любой конфликтной ситуацией. Эффективность медиации связана с тем, что она представляет собой процесс управляемой коммуникации. Владея коммуникативными технологиями, можно повысить эффективность и скорость решения конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих должностных функций.

Какая работа может быть проведена воспитателем и медиатором в течении учебного года?

Работа с родителями: родительское собрание, анкетирование родителей, флешмоб с организацией выставки, тренинги, ролевые игры, информационные буклеты, памятки для родителей.

Работа с детьми: спортивные развлечения, чтение книг, просмотр тематических мультфильмов, выставка рисунков, игры.

Работа с воспитателями: групповые консультации, тренинги, семинары, организация информационных просветительских мероприятий по вопросам урегулирования конфликтов, разработка буклетов, памятка для воспитателей. Можно сказать, что современное дошкольное образовательное учреждение ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

На мой взгляд медиативные службы необходимы для мирного решения проблем, снижение уровня агрессии в дошкольном образовательном учреждении и сохранения добрых отношений. Конечно, медиатор не волшебник, который в одно мгновение уладит все конфликты, но благодаря медиации можно снизить уровень конфликтов. И что важно, в медиации основными принципами являются: добровольность, информированность, ответственность сторон и медиатора, нейтральность медиатора, конфиденциальность!

Список литературы

[1] Азбука медиации/Научно-методический центр медиации и права. 2011. С.33.

[2] Федеральный Закон от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

198
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!