Дошкольное образование и цифровизация:проблемы и риски
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ.
PRESCHOOL EDUCATION AND DIGITALIZATION: PROBLEMS AND RISKS.
Молянова Татьяна Павловна
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида»,
г. Саранск, Россия, tatyna-molynova@mail.ru
Аннотация: В статье описаны особенности использования цифровых технологий и актуальность их применения в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие ребенка, цифровизация, мультимедия, цифровые технологии, гаджеты.
В настоящее время сложно найти человека, который бы не сталкивался с цифровой средой в профессиональной деятельности либо в повседневной жизни. Использование цифровых технологий в настоящее время заключается в том, что данные технологии рассматриваются не столько как инструмент, а сколько как среда существования, которая открывает новые возможности: обучения в любое время, непрерывное образование, возможность проектировать образовательные маршруты и т.д. Владение цифровыми технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Цифровизация детского сада как самостоятельный процесс, а также как часть процесса цифровизации системы образования, связана с усовершенствованием системы образования. На современном этапе одним из требований времени является необходимость эффективного использования цифровых технологий для формирования единой информационной среды сферы образования.
Современное образование представляет собой многоуровневую, интенсивно развивающуюся структуру, охваченную сложными социальными, политическими, экономическими процессами и взаимосвязями. Сфера образования динамична, поэтому подвержена постоянным изменениям.
Под цифровой цифровизацией образования понимается достижение высоких образовательных показателей на базе использования цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, а также обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды персонализированного обучения. [4, с. 34]
Современные технологии развиваются с большой скоростью. Уже выросло новое цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии, изменились образовательные технологии – началась цифровизация образования. Она обусловлена тем, что происходит сближение цифровых и образовательных технологий.
Мир, в котором растет и развивается ребёнок сегодня, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных технологий.
Сегодня говорят о внедрении инновационных технологий и необходимости их использования. Технологии в образовании призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить желание детей к новым знаниям, ускорить процесс усвоения уже полученных. Одним из инновационных направлений являются и мультимедийные компьютерные технологии. Использование мультимедийного оборудования помогает при подготовке детей к обучению в школе, позволяет представить родителям консультации, видеоролики и фильмы о жизни детей в детском саду, ведь дети рисуют и лепят, играют и поют, танцуют и участвуют в инсценировках, праздниках, развлечениях. Проще говоря, скучать им некогда!
Воспитателям нужно все время совершенствоваться, ведь современные дети в 2-3 года уже умело используют гаджеты, а их родители привыкли общаться через мессенджеры.
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Современные родители требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В связи с этими важен поиск наиболее эффективных форм и методов сотрудничества с новым поколением родителей, усилением их роли в воспитании собственного ребенка и расширение возможностей влияния на воспитательный процесс.
Актуальность создания в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства обусловлена, с одной стороны, государственной политикой развития образования в России, с другой стороны, интересами и потребностями педагогов, детей и родителей (законных представителей).
Цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника.
Современные дошкольные образовательные учреждения активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Для улучшения понимания и наглядности материала педагоги успешно используют в своей работе видео, презентации, анимации, иллюстрации и прочие средства наглядного представления информации.
Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к поисковой, исследовательской работе совместно с педагогом или родителями.
Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, формирует информационную культуру ребенка, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей. [1, с. 47]
Цифровые технологии становятся важнейшим средством в работе и помогают воспитателям дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.
Уже сейчас есть дошкольные образовательные организации, оснащенные компьютерами и даже компьютерными классами, но до сих пор нет единой методики использования цифровых технологий в дошкольном образовательном учреждении. Компьютер становится частью дошкольной образовательной среды.
Современный воспитатель должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды. То, каким будет будущее дошкольной образовательной среды – неизвестно, но уже сейчас видно, что дошкольные образовательные учреждения – активные участники цифровых перемен современного общества.
Вопрос о проблеме и риске цифровых технологий остается открытым до сих пор. К плюсам использования цифровых технологий в образовании обучающихся можно отнести следующее: учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть более удачным, продуктивным, если будет применены компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического материала; использование компьютера как средства показа наглядного материала повышает интерес детей к занятию и более того, такой способ передает образный тип информации, который хорошо понятен для обучающихся.
С какими сложностями сталкиваются воспитатели? Они не супермены. Воспитатели не могут знать всех деталей, как работает технология. Они задействуют лишь малую часть потенциала цифрового мира. Дети принадлежат новому миру гаджетов, а воспитателям приходится его изучать. Но есть риски в использовании цифровизации. Самый главный риск, который недооценивают взрослые, это цифровая зависимость. Цифровая зависимость проявляется наиболее ярко и имеет дальнейшие серьезные исходы, если развивается в раннем, дошкольном возрасте. Дети очень быстро попадают под зависимость от виртуального мира, гаджетов, компьютерных игр.
Использования цифровых технологий – это потенциальный вред здоровью. Ведь не секрет, что современный ребенок и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Поэтому построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами.
Необходимость применения цифровых технологий в современных условиях неоспорима. Но надо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Нельзя бездумно применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает коррекционно-образовательному процессу, что это дает ребенку.
«Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для воспитателя, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет [1, с. 46]. Каждый день воспитатели наполняют рабочий процесс, используя новые возможности.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация – это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в дошкольном образовательном учреждении.
Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.
В заключение, хотелось бы добавить, что использование цифровых технологий в деятельности дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, расширять возможности доступа к информационным ресурсам, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.
Список использованных источников
1. Балдуева, А. Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании /А. Н. Балдуева // Современная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 42–47.
2. Бревнова, Ю. А. Использование компьютера в жизнедеятельности дошкольников / Ю. А. Бревнова // Педагогическая информатика. – 2016. – №4. – С. 21–24.
3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / А. В. Туликова, Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 250 с.
4. Уваров, А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации /А. Ю. – М.: ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.