Развитие речи и приобщение дошкольников к художественной литературе.

Развитие речи и приобщение дошкольников к художественной литературе.

Молянова Татьяна Павловна

воспитатель МАДОУ «Детский сад №76

комбинированного вида»

городского округа Саранск

tatyna-molynova@mail.ru

Аннотация: Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае страдают, прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением.

Ключевые слова: развитие речи, художественная литература.

Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть времени у телевизора и компьютера, и все реже читают книги. Но истина, не требующая доказательства заключается в следующем: воспитание читателя начинается в раннем детстве. Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до шести лет ребенок с интересом познает мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира природы, вещей. Человеческих отношений. Но дошкольник не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Поэтому воспитатели и родители должны приобщить ребенка к чтению, развить у него устойчивый интерес к литературе, дать начальные представления о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка по которой, умный думающий педагог находит путь к сердцу ребенка», так как из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Как отмечает Л.С. Выготский, первопричиной процесса чтения является интерес к чтению, поскольку интерес является основной формой проявления инстинкта в детском возрасте. И.И. Тихомирова говорит о том, что для побуждения интереса к чтению детей необходимо удивить самим процессом чтения. Автор отмечает, что как только ребенок за словом почувствует живые образы — картины, звуки, запахи — тогда начнется подлинное чтение. В связи с этим нужно научить ребенка «видеть невидимое». Только при чтении человек мысленно перемещается из внешнего мира в мир внутренний, оказывается внутри другого. И.И. Тихомирова отмечает, что одно из чудес чтения заключается в возможности в течение одной жизни пережить множество других.

Т.Ю. Сентюрева и Г.М. Пантелеева в своем исследовании отмечают, что, при выборе круга произведений для чтения детям дошкольного возраста, прежде всего, следует ориентироваться на тексты, раскрывающие ребенку богатство окружающего мира и человеческих отношений, порождающих чувство гармонии, красоты, обучающие пониманию прекрасного в жизни, формирующие в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение должно отдаваться тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список литературы

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. / А. Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 128с.

Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду: Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. — 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1970. — 238 с.

Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. — М.: Педагогика, 2012. – 143 с. 

209
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!