Консультация для педагогов
Консультация для педагогов: «Использование технологии геймификации в системе дошкольного образования»
Подготовила: воспитатель
Молянова Т.П.
В дoшкoльнoм вoзрacте кoммуникaтивные умения ещё тoлькo фoрмируютcя, пoэтoму для детей, кoтoрые не ocущеcтвляют прoфеccиoнaльнoй деятельнocти и не решaют cложных coциaльных зaдaч взaимoдейcтвия c другими людьми, в бoльшей cтепени вaжно приoбреcти именнo умения в cфере oбщения. Для тoгo чтобы грaмoтнo cтрoить прoцеcc oбучения и вocпитaния детей дoшкoльнoгo вoзрacтa неoбхoдимo oриентирoвaтьcя не тoлькo нa oбрaзoвaтельные зaдaчи, зaдaвaемые oбрaзoвaтельными прoгрaммaми или рекомендуемые в метoдичеcкoй литерaтуре педaгoгичеcкие cредcтвa и метoды, нo и oпирaтьcя нa зaкoнoмернocти и ocoбеннocти рaзвития кoммуникaтивнoй cферы у детей дoшкoльнoгo вoзрacтa.
Пoнятие «игрoвые педaгoгические технoлoгии» включaет группу метoдoв и приемoв oргaнизaции педaгoгичеcкoгo прoцеccа в фoрме рaзличных педaгoгических игр. Игрoвые технoлoгии нaшли ширoкoе применение в дoшкoльнoм oбрaзoвaнии, пoтoму чтo реaлизaция прoгрaмм ДO в фoрме игры – oдин из принципoв ФГOС ДO. Выбoр игрoвoй технoлoгии oбocнoвaн тем, чтo игрa – являетcя ведущим видoм деятельности детей дoшкoльнoгo вoзрaстa.
Геймификация (игрофикация) – это явление, ставшее широко популярным во всем мире. Такую современную тенденцию можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
Геймификация состоит в использовании игровых элементов в неигровом контексте. Это позволяет достигнуть поставленных целей, придает традиционному процессу обучения большую легкость, гибкость и привлекательность. Важно понимать, что геймификация не ставит задачу создать полноценную игру, а только использует определенные игровые фрагменты. Идею применения игровых технологий, активно распространяемую в наше время, нельзя назвать абсолютно новой. О ней говорил в прошлом столетии выдающийся русский педагог и писатель К. Д. Ушинский, который рекомендовал делать учебный процесс менее монотонным за счет добавления игр и интересных упражнений.
С помощью игры обучающиеся начинают развивать те навыки, которые они были готовы игнорировать, или работе над которым были склонны сопротивляться. Вот таким образом геймификация облегчает преподавание.
Сегодня насчитывается больше сотни различных образовательных технологий. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Но все ли они актуальны в современном мире?
Если спросить, чего же хотят обучающиеся, большинство ответит – «играть в компьютерные игры!»
Возникает такая закономерность: образовательное учреждение и современный мир – это два разных полюса. Что же включает в себя современный мир? Это постиндустриальное общество, век информатизации, компьютеризации, глобализации, инновации, модернизации, практико-ориентированное обучение и многое другое.
В результате возникает противопоставление двух разных миров. Образовательное учреждение это отдельный мир, оторванный от современного мира.
В связи с этим возникает проблема: отставание образовательного пространства от реального детского мира, разрыв между реальностью и обучением.
Если раньше педагог находился выше обучающегося по уровню развития и компетенций, то в настоящее время педагог часто сильно отстает от детей, которые уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями и они вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Поэтому возникает еще одна проблема — педагог не нравится детям, потому что он не современен. Педагоги оторваны от современного мира: не применение современных образовательных технологий, отсутствие ИКТ компетентности и т.д. Но, дети не учатся у тех, кто им не нравится. Как следствие, недоверие детей к образовательному учреждению, потеря интереса к обучению.
Чтобы разнообразить обучение и иметь возможность идти в ногу со временем, элементы обучения геймифицируют. В чём же суть геймификации?
Цель: привлечение внимания обучаемых, повышение их заинтересованности в решении образовательных задач и дальнейшем применении полученных знаний.
Текущее состояние: важнейшее направление развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании.
Основной принцип: постоянная обратная связь с обучающимся для корректировки процесса обучения через игру с поэтапным погружением в тему без потери внимания.
Применяются такие элементы игровых технологий:
— ролевые игры
— игра-квест
— инсценировка
— путешествие-экскурсия
— лексический конструктор
— игра «правда или ложь» и др.
Практически все дети любят компьютерные игры и не все дети очень любят учиться. Поэтому если привнести игровую динамику в группы и тем самым изменить процесс образования, то следует учесть социально-эмоциональный рост детей: мы должны противостоять негативным последствиям применения психологии игр в образовании.
Внешняя мотивация. Внешние награды, конечно, необходимы, но более важна внутренняя мотивация обучающихся к обучению.
Геймификация для дополнительного образования детей – это образовательная технология, в основе которой использование алгоритма игры для достижения результатов в развитии у детей и подростков креативности, эмоционального интеллекта, мотивации и способности к самоопределению, в позитивной социализации и других качеств, которые заложены в целевые установки и задачи деятельности педагога.
Актуальность геймификации для дополнительного образования не ограничивается разработкой новых игр или активного использования уже имеющегося игрового ресурса с целью преодоления рутинности процесса обучения и придания ему большей привлекательности, внешней яркости, гибкости, доступности. Благодаря этому современные педагоги и психологи настаивают на том, что наиболее продуктивный способ познания и усвоения какой-либо информации – это игра. Начиная с детского сада, детям подают информацию в игровой форме. Таким образом, вызывается активнейший интерес к деятельности, а нужные знания являются как бы побочным эффектом.