Выступление. Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через положительное отношение к семье и семейным национальным традициям.
Молянова Татьяна Павловна
воспитатель МАДОУ «Детский сад №76
комбинированного вида»
городской округ Саранск
Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Тема нравственно-патриотического воспитания детей актуальна во все времена. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны любовь, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности каждого народа, проживающего на территории России.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Первые уроки нравственно-патриотического воспитания ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственного-патриотического воспитания. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Взаимодействие с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляется через различные формы сотрудничества.
Я поделюсь некоторыми формами сотрудничества с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию из опыта своей работы.
В первую очередь анкетирование, касающиеся вопросов семьи, воспитания детей в семье, традиций и увлечений семьи. Разработка и оформление буклетов, консультаций для родителей:
«Моя семья. Семейные традиции».
«Отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду».
«Традиции создай и передай».
«День Победы. Что и как рассказать ребенку».
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Одним из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность. Ко Дню Защитника Отечества подготовили детско-родительский проект «Военный в нашей семье».
Участвовали в конкурсе чтецов «Для мира воевал солдат».
В марте мы провели день национальной кухни «Кулинарные традиции народов Поволжья». Где закрепили знания о жителях нашего края, об их традициях. Ребята рассказали, какие традиции соблюдают в их семьях. Приготовили русское народное блюдо «Окрошка».
В нашем детском саду проводятся ежегодные Масленичные гуляния. Ребята кружились в хороводе, играли в русские народные игры.
Регулярно родители и дети участвуют в тематических выставках родительского и детско-родительского творчества, конкурсах, акциях:
«Мамы руки золотые»
«Государственные символы России. Герб, флаг».
«Окна Победы»
«Сад Победы»
«Космос-мир фантазий»
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Мы не останавливаемся на достигнутом, и будем искать новые пути сотрудничества с родителями.