Инновационный проект: "Спасибо деду за победу"
Инновационный проект на тему: «Патриотическое развитие детей старшего дошкольного возраста путем познавательно – исследовательской деятельности. «Спасибо деду за победу».
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в дошкольной образовательном учреждении является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая — Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Информационная карта проекта
Участники проекта: дети, родители, педагоги МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
- По числу участников проекта: групповой.
- По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022).
- По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения, семья.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
- Место проведения: МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида».
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
В основу проекта легли следующие принципы:
1.Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2.Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4.Принцип интегрированности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
5.Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Республики Мордовия в победу нашего Отечества.
Задачи проекта:
1.Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2.Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному краю, России.
3.Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Мордовии; воспитание любви к родному краю.
4.Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
5.Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
6.Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
1.Деятельность педагогов.
Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям Великой Отечественной войны.
Проведение тематической ООД, организация выставок.
Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне.
Слушание песен военно-патриотической тематики.
Тематическое содержание книжного уголка.
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
Прослушивание музыкальных произведений: марши — Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
2.Деятельность детей.
- Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
- Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
- Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
- Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3.Деятельность родителей.
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги.
- Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
- Оформление уголка «Боевой славы».
- Дидактические игры с патриотическим содержанием.
- Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
- Подборка песен военных лет.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы:
Месяц | Формы и методы работы | Взаимодействие с родителями | ||||
Подготовительный этап | ||||||
Сентябрь | 1.Сбор и анализ литературы по данной теме 2.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?» 3.Чтение рассказа: «Таежный подарок». 4.Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне, 5.Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» | Совместные поиски информации. Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны. | ||||
Основной этап | ||||||
Октябрь |
| Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны» | ||||
Ноябрь | 1.Соц. — коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя» 2.Рисование «С чего начинается Родина». 3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы. 4.Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе. 5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет. | Помощь в создание коллекции медалей и орденов | ||||
Декабрь |
| Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная» | ||||
Январь |
| Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне | ||||
Февраль |
| Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. | ||||
Март |
| Оформление тематической выставки в книжном уголке | ||||
Апрель |
| Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы. | ||||
Заключительный этап | ||||||
Май |
| Содействие в организации экскурсии. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
3.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с
5.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.