Проект "Маленькие Эйнштейны". STEM-технология
Инновационный экспериментально-исследовательский проект: «Маленькие Эйнштейны!»STEM-технология ( средняя группа )
«Каждый ребенок гений,
а каждый гений ребенок».
(А. Шопенгауэр)
Инновационный поиск современных, востребованных в обществе, технологий образования дошкольника всегда являлся приоритетной задачей дошкольных учреждений.
Актуальность. Современный мир ставит перед образованием сложные задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Учиться должно быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принеси хорошие плоды в будущем ребенка-высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний-не будет похож на сегодняшний. Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.
Цель проекта: Основная цель проекта-построение системы инновационной работы в ДОУ, направленной на развитие технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста, широкого кругозора дошкольника. Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация целенаправленной работы по STEM образованию.
Задачи проекта:
Воспитательная: Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развивающая: Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
Образовательная: Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Новизна проекта: Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и тем самым вырабатывать в себе любознательности, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка. Через организацию экспериментально-исследовательской деятельности можно реализовать STEM-образование.
Science(наука)
Technology(технологии)
Engineering(инженерия)
Mathematics(математика)
Главным отличием метода стала интеграция различных образовательных дисциплин в смешанную среду обучения.
Ценность программы в том, что она может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел, образовательный модуль, самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
Тип проекта:
— познавательный
— экспериментально-исследовательский
— игровой
— краткосрочный (1 год)
Участники проекта:
-дети
-родители
-воспитатели
Предполагаемые результаты:
-раскрытие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников;
-развитие любознательности и познавательной активности;
-коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы;
-необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты;
— у дошкольников развивается способность проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно -диагностический.
Формы работы:
-анализ научной и методической литературы;
-мониторинг на начало учебного года;
-разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;
-подборка опытов с описанием проведения;
-подборка математических игр;
-организация предметно-развивающей среды.
Содержание деятельности:
1.Определение актуальности, проблемы, цели;
2.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга;
3.Создание условий для детского экспериментирования: подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап. Формирующий.
Формы работы:
-реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1.Организация предметно-развивающей среды (мини-лаборатория «Хочу все знать!» с необходимым для опытов оборудованием);
2.Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, дидактические и математические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр мультфильмов;
3.Работа с родителями: анкетирование, родительское собрание, консультации, информационные буклеты, памятки, беседы, домашние задания.
3 этап. Заключительный.
Формы работы:
-мониторинг на конец учебного года;
-сравнительный анализ результатов.
Содержание деятельности:
1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года;
2.Обработка и оформление материалов проекта;
3.Презентация проекта.
Ресурсы проекта.
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
-временные ресурсы реализации проекта (срок реализации проекта: сентябрь 2019г.-май 2020г.);
-информационные ресурсы;
-материально-технические ресурсы реализации проекта.
Перспективное планирование по теме проекта.
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | Составление плана работы | Сентябрь |
Изучение литературы по данной теме. Изучение статей, конспектов по теме проекта на интернет-сайте. | В течение года | |
Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение открытых занятий педагогов. | В течение года | |
Самоанализ и самооценка проделанной работы. | Май | |
Работа с детьми | Математическое развитие: «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Игра: «Ёжик» Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше». Экспериментирование: Опыт: «Почему не получился куличик?» Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой, сыпучий-из него нельзя построить куличики; песок влажный, не сыпучий-из него можно построить куличики) Опыт: «Море» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер, различать его силу. | Октябрь-Ноябрь |
Математическое развитие: Чтение математической сказки «Треугольник и квадрат». «Соберем бусы» Цель: формировать умение, группировать геометрические фигуры по двум свойствам: цвету и форме, величине и цвету, форме и величине; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Экспериментирование: Беседа на тему: «Волшебная капелька-круговорот воды в природе». Опыт: «Свойства воды. Имеет ли вода форму, цвет, вкус, запах?» Цель: выявить свойства воды. Чтение поучительной сказки «Доброе облако» | Декабрь-Январь | |
Математическое развитие: Игра: «Куда идет зайка?» Цель: Закреплять знание названия форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути. Игра: «Ищи и находи» Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. Экспериментирование: Опыт: «Цветные льдинки» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества(краску); как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лед; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа о свойствах льда и снега. | Февраль-Март | |
Математическое: Игра «Сложи квадрат» Цель: составить как можно больше квадратов из маленьких деталей. «Картина» Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой. Экспериментирование: Чтение поучительной сказки В.Сухомлинского «Камень». Опыт: «Плавает, тонет или растворяется» Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. | Апрель-Май | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Что такое STEM-технология?» Консультация для родителей «Веселая математика дома.» Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.» Анкета для родителей «Играем или экспериментируем». | В течение года |
Заключение.
По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе.
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами. Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Список литературы:
1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., С.А.Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста./Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин:- 2-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019-112с.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие./В.А.Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. — 141 с.
3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика-это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. / З.А. Михайлова, И.Н.Чеплашкина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011-80 с.
4. Михайлова З.А., Сумина И.В., Чеплашкина И.Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 4-5 лет./ З.А.Михайлова, И.В.Сумина, И.Н.Чеплашкина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007-10 с.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие./ Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015-128 с.