Проект "Маленькие Эйнштейны". STEM-технология

Инновационный экспериментально-исследовательский проект: «Маленькие Эйнштейны!»STEM-технология ( средняя группа )

                                                                                                                                                                 

«Каждый ребенок гений,

                                                                                                                                                               

а каждый гений ребенок».

                                                                                                                                                                   

(А. Шопенгауэр)

Инновационный поиск современных, востребованных в обществе, технологий образования дошкольника всегда являлся приоритетной задачей дошкольных учреждений.

Актуальность. Современный мир ставит перед образованием сложные задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Учиться должно быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принеси хорошие плоды в будущем ребенка-высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний-не будет похож на сегодняшний. Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

Цель проекта: Основная цель проекта-построение системы инновационной работы в ДОУ, направленной на развитие технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста, широкого кругозора дошкольника. Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация целенаправленной работы по STEM образованию.

Задачи проекта:

Воспитательная: Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Развивающая: Развитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.

Образовательная: Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.

Новизна проекта: Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно, и тем самым вырабатывать в себе любознательности, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка. Через организацию экспериментально-исследовательской деятельности можно реализовать STEM-образование.

Science(наука)

Technology(технологии)

Engineering(инженерия)

Mathematics(математика)

Главным отличием метода стала интеграция различных образовательных дисциплин в смешанную среду обучения.

Ценность программы в том, что она может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел, образовательный модуль, самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Тип проекта:

— познавательный

— экспериментально-исследовательский

— игровой

— краткосрочный (1 год)

Участники проекта:

-дети

-родители

-воспитатели

Предполагаемые результаты:

-раскрытие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников;

-развитие любознательности и познавательной активности;

-коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы;

-необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты;

— у дошкольников развивается способность проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационно -диагностический.

Формы работы:

-анализ научной и методической литературы;

-мониторинг на начало учебного года;

-разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;

-подборка опытов с описанием проведения;

-подборка математических игр;

-организация предметно-развивающей среды.

Содержание деятельности:

1.Определение актуальности, проблемы, цели;

2.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга;

3.Создание условий для детского экспериментирования: подбор оборудования для проведения опытов.

2 этап. Формирующий.

Формы работы:

-реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности:

1.Организация предметно-развивающей среды (мини-лаборатория «Хочу все знать!» с необходимым для опытов оборудованием);

2.Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, дидактические и математические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр мультфильмов;

3.Работа с родителями: анкетирование, родительское собрание, консультации, информационные буклеты, памятки, беседы, домашние задания.

3 этап. Заключительный.

Формы работы:

-мониторинг на конец учебного года;

-сравнительный анализ результатов.

Содержание деятельности:

1.Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года;

2.Обработка и оформление материалов проекта;

3.Презентация проекта.

Ресурсы проекта.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

-временные ресурсы реализации проекта (срок реализации проекта: сентябрь 2019г.-май 2020г.);

-информационные ресурсы;

-материально-технические ресурсы реализации проекта.

Перспективное планирование по теме проекта.

Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения
Самореализация Составление плана работы Сентябрь
Изучение литературы по данной теме. Изучение статей, конспектов по теме проекта на интернет-сайте. В течение года
Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение открытых занятий педагогов. В течение года
Самоанализ и самооценка проделанной работы. Май
Работа с детьми Математическое развитие: «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Игра: «Ёжик» Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Экспериментирование:

Опыт: «Почему не получился куличик?» Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой, сыпучий-из него нельзя построить куличики; песок влажный, не сыпучий-из него можно построить куличики)

Опыт: «Море» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер, различать его силу.

Октябрь-Ноябрь
Математическое развитие: Чтение математической сказки «Треугольник и квадрат». «Соберем бусы» Цель: формировать умение, группировать геометрические фигуры по двум свойствам: цвету и форме, величине и цвету, форме и величине; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Экспериментирование:

Беседа на тему: «Волшебная капелька-круговорот воды в природе».

Опыт: «Свойства воды. Имеет ли вода форму, цвет, вкус, запах?» Цель: выявить свойства воды.

Чтение поучительной сказки «Доброе облако»

Декабрь-Январь

Математическое развитие: Игра: «Куда идет зайка?» Цель: Закреплять знание названия форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути. Игра: «Ищи и находи» Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. Экспериментирование:

Опыт: «Цветные льдинки» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества(краску); как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лед; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Беседа о свойствах льда и снега.

Февраль-Март

Математическое: Игра «Сложи квадрат» Цель: составить как можно больше квадратов из маленьких деталей. «Картина» Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой. Экспериментирование:

Чтение поучительной сказки В.Сухомлинского «Камень».

Опыт: «Плавает, тонет или растворяется» Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Апрель-Май
Работа с родителями Консультация для родителей «Что такое STEM-технология?» Консультация для родителей «Веселая математика дома.»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях.»

Анкета для родителей «Играем или экспериментируем».

В течение года

Заключение.

По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе.

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.

В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами. Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Список литературы:

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., С.А.Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста./Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин:- 2-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019-112с.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие./В.А.Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. — 141 с.

3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика-это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. / З.А. Михайлова, И.Н.Чеплашкина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011-80 с.

4. Михайлова З.А., Сумина И.В., Чеплашкина И.Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 4-5 лет./ З.А.Михайлова, И.В.Сумина, И.Н.Чеплашкина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007-10 с.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие./ Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015-128 с.

899
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!