Педагогический проект "Здоровый дошкольник - здоровая семья"
«Здоровый дошкольник – счастливая семья»
Актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема в том, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
-Не учитывают конкретных условий детских учреждений;
-Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
-Не реализуют потребности детей в движении.
Данная проблема определила
Цель: улучшить здоровье детей и родителей, совместными усилиями обеспечивая воспитание здорового ребенка в здоровых семьях на различных этапах его жизни.
Участники проекта: педагогический персонал, дети, посещающие ДОУ, родители воспитанников, медицинский персонал.
Задачи
Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).
Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.
Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Ожидаемые результаты
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья дошкольников
Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
Повышение заинтересованности работников детского сада, родителей в укреплении здоровья дошкольника
Формирование желания у детей и их родителей заботится о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья, рациональной двигательной активности
Установление партнерских отношений с семьями воспитанников
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обобщению опытом
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2021 по 31 августа 2022г.
Условия реализации проекта:
1.Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной программы «Детство» под ред. Бабайцевой
2.Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3.Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.
4.Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Реализация проекта
I этап: подготовительный (диагностическое и организационное направление)
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей и педагогов и получение семейной поддержки:
1.Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.
2.Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.
3.Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ.
4.Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.
5.Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физической культуре
6.Анкетирование родителей.
7. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей старшим воспитателем
II этап: внедренческий
внедрение здоровьесберегающих методик в педагогический процесс
тесное сотрудничество и взаимодействие медицинского и педагогического персонала, родителей
Направления работы во II этапе:
1.Рациональная организация двигательной деятельности детей.
2.Познавательная деятельность.
3.Оздоровительно–профилактическое направление.
4.Система закаливания.
5.Комплекс психологических мероприятий.
6.Работа с родителями.
7.Работа с педагогическим коллективом.
Формы работы по проекту
Взаимодействие детского сада и семьи | — анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа; — наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др.); — встречи со специалистами ДОУ (учитель – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу; — совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях |
Медико–психоло-гические услуги | — диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ; -диагностическая, консультативная, просветительская, профилактическая -обследование и коррекция недостатков речевого развития – логопед; |
Комплексная система физическогоразвития | — физкультурные занятия в зале и одно на улице; — утренняя гимнастика, — коррегирующая гимнастика -закаливающие мероприятия; — самостоятельная двигательная активность; — музыкальные занятия; — динамические паузы; — физкультминутки; — логоритмика; — пальчиковые игры, — артикуляционная гимнастика; -спортивные и подвижные игры на улице — праздники, развлечения, досуги |
Гигиена, режим, питание | — подбор мебели согласно ростовым показателям; — закаливающие мероприятия; — проветривание помещения, — прогулка на воздухе; — соблюдение теплового режима; — ежедневный медицинский и административный контроль за качеством приготовления пищи; — разработанное 10-дневное меню — щадящий режим в адаптационных группах; — гигиенические и водные процедуры. |
III этап: контрольно-оценочный (подводятся итоги, выстраивается перспектива)
Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года.
Проводится повторное анкетирование родителей.
Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года.
Повторное обследование речевого развития детей проводят логопеды ДОУ
IV. Презентация проекта
“Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” (спортивный праздник с участием детей и родителей)
Выставка фото проектов “Спорт в нашей семье”
V. Постановка новой задачи: Создание единого здоровьесберегающего пространства “Детский сад – семья”
Критерии оценки эффективности проекта
Снижение заболеваемости детей, посещающих МДОУ.
Повышение уровня физической подготовленности.
Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.
Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.
Привлечение внимания родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей
Развитие творческой инициативы педагогического коллектива
Модель педагогического проекта “Здоровый ребенок – счастливая семья”
Краткосрочные проекты:
- “Здравствуй, малыш” — для детей первой младшей группы “Учимся ухаживать за собой” — для детей второй младшей группы )
- “Забочусь о своем здоровье” — для детей средней группы
- “Физкульт-ура” — для детей старшей группы
- “Витамины” — для детей подготовительной к школе группы
- “Красный, желтый, зеленый” (ОБЖ) – для воспитанников ДОУ
- “Здравствуй, лето” — для воспитанников ДОУ