Доклад "Особенности работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его способностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Все они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Я, как учитель-надомник обучаю каждого ученика отдельно, тем самым осуществляю индивидуальный подход, ориентируясь на темп усвоения учебного материала учащимся и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что я имею непосредственный контакт с учеником и всегда могу исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Я работаю с ребенком с нарушением интеллекта по специальной индивидуальной программе развития вариант 2 и с ребенком с расстройством с аутистического спектра и легкими интеллектуальными нарушениями по программе 8.3. Адаптированная образовательная программа обучения разрабатывается индивидуально для каждого ребенка в соответствии с планом школы и рекомендациями ПМПК. У ребенка с нарушением интеллекта я веду предметы «Русский язык», Литературное чтение», «Окружающий мир». У аутичного ребенКа «Окружающий мир» С детьми ОВЗ я работаю 3 года, соответственно знаю о их уровне развития и способностях, что помогает мне при составлении программы, первоначально при составлении программы ориентировалась на психолого-педагогическую характеристику и первичную диагностику.
Залог успеха в работе с ребенком – надомником – это установление с ним эмоционального контакта. Особенно это важно при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции, даже имеющиеся у них способности не реализуются в жизни.
Большое значение начальном этапе имеет первичный контакт учителя и ученика. Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на продолжительное время, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступить на 2-3 занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные — раскачивание на качелях, тактильные — щекотка, сенсорные — трещотки и пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.
У ребенка должно быть только его рабочее место. Такой ребенок негативно относится к переменам. Например, за те 3 года, что я с ним работаю, я всегда сижу рядом с ним слева. Учебники и тетрадь лежат на правой стороне стола. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.
В самом обучении важно дозировать применение вербальной инструкции. Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно.
Аутичному ребенку сложно преодолевать трудности: при малейшем затруднении, неуверенности в успехе он отказывается от работы. Так, при изучении темы «Домашние животные, он в рабочей тетради неправильно подписал животное, что справоцировало проявление негативизма. В таких случаях я предлагаю сменить вид деятельности, чаще всего это физминутки или дыхательная гимнастика. При работе с ним я сначала помогаю ребенку выполнить новое задание, и создает у него впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать. Лишь после этого начинается собственно работа обучения новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже может делать. Методы моей работы разнообразны.
Это использование наглядных пособий, раздаточного материала… Хочу сказать, что школа обеспечивает учебниками и рабочими тетрадями учащихся с ОВЗ. При работе по СИПРу, так как ребенок не умеет читать, использую такие приемы, как«Минутка выразительности» (остановки), буквы из наждачной бумаги и гофрированной бумаги, элементы букв (зонтик, крючок). Кроме того, использую алфавит, в котором есть печатные, письменные буквы и картинки, которые начинаются с буквы. Он находится на столе у ребенка постоянно, он его использует как подсказку.
Практически на каждом уроке показываю презентации, состоящие из нескольких слайдов. Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала. ИКТ оживляют урокза счёт новизны, реалистичности динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.
В своей работе я использую игровые технологии. Уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала (например, лото, кроссворды, ребусы). Самостоятельно дети с кроссвордами и ребусами не справляются, им нужна помощь учителя. Ребенку с нарушением интеллекта читаю задания, а ребенку с РАС помогаю с ответом. Однако сам процесс написания слов в клеточки вызывает у них интерес. При этом кроссворды даются минимального уровня сложности. Дидактические компьютерные игры подобранные мной позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию… Я использую игровые упражнения, например, при изучении темы «Времена Года», «Дни недели», «Дикие и домашние животные» и других
В работе с данной категорией детей использую метод проектов, например, «Моя семья», естественно, он выполняется с помощью родителей и учителя.
Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно-
ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса. В процессе урока использую 2-3 физминутки, в зависимости от состояния ребенка
Для успешной социализации ребёнка учу правилам поведения в общественных местах, на улице. Оба школьника могут пользоваться телефоном: набирать телефоны родителей, дети под диктовку могут написать свое имя и фамилию. На уроках обращаю внимание детей на ситуации, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности при изучении тем («Транспорт», «Бытовые приборы « и т.д.
Так как дети с ОВЗ в силу своих ограничений вынуждены получать образование в форме надомного обучения, следовательно, родители ( или лица их заменяющие) играют большую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Поэтому учителю надомного обучения важно сделать родителей партнёрами в обучении и воспитании ребёнка. Хочу сказать, что нам это с трудом, но удается… С родителями постоянно проводится соответствующая разъяснительная работа. Мы вместе с родителями должны максимально приближать учащихся к реальной жизни, поддерживать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и адаптироваться в обществе.
Когда ребёнку комфортно на уроке, когда он уверен, что общение с вами для него безопасно, когда психологическая обстановка для него приятна, нет напряжения, рождается в детях интерес, желание видеть вас, присутствовать и работать на уроке. Благодаря такой работе, у детей, повышается познавательный интерес, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, которые так необходимы для успешной социализации и адаптации их в обществе.