«Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность.»
Дошкольное образование
Пискайкина Людмила Викторовна
воспитатель
МДОУ «Детский сад 68»
г. Саранск
«Формирование у дошкольников патриотических чувств через проектную деятельность.»
В современных условиях, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В процессе взаимодействия с семьей необходимо повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, обучение практическим приемам взаимодействия с детьми, формирование осознанного отношения к их воспитанию.
Ведущей педагогической идеей является создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В процессе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связанно с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями, у детей формируется такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Новизна заключается в использовании инновационных педагогических технологий по формированию у дошкольников патриотических чувств, комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые принесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнеров, а также в содержание образовательного процесса.
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира; позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Использование проектного метода обучения в практике работы педагога, один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
В процессе работы над проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добиваться их самостоятельно, привлекая все доступные средства, помощь родителей. Проект охватывает различные виды деятельности дошкольников и позволяет применять различные методы, приемы, средства: экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, непосредственная деятельность по темам, включенным в проект, чтение произведений народного творчества и произведений писателей — земляков, дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Чьи детки», «Кем быть» и т. д.
Художественно-эстетическая деятельность включает в себя беседы о народных промыслах, о творчестве художников, просмотр презентаций по теме проекта, рассматривание репродукций, экскурсии в музей, прослушивание и разучивание песен по теме проекта, проведение праздников, развлечений. В продуктивной деятельности дошкольники реализуют полученные знания: декоративное рисование, конструирование, коллективные работы, аппликация.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет представить материал для детей ярче, данные средства помогают дополнить знания детей, обогатить их в интересной и новой для дошкольника форме.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становиться более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, учатся составлять родословное древо, пополняют знания о традициях и обычаях семьи.
Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшаются дружеские взаимоотношения. Использование проектного метода в целях формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ./Е. С. Евдокимова-М.:2006 г.
2. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л. С. Киселева-М.:2004 г.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова//Дошкольная педагогика. — 2007. —№ 8. —С.9–11.