Интегрированное занятие «16 февраля – День русских валенок» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «16 февраля – День русских валенок»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Знакомство детей с традициями русского быта, русским народным промыслом, которые являются частью русской истории и культуры.

Задачи:

Образовательные:формировать представление детей о народных промыслах- изготовлении русского валенка, учить детей создавать красивый образ валенка из цветной бумаги и нетрадиционного материала, продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к творческим задачам. Закреплять навыки самостоятельного изготовления работы по образцу.

Развивающие: развивать чувство ритма и композиции. Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус у детей, уважение к людям труда, любовь к родному краю, прививать любовь к народному творчеству, родной стране, родному краю.

Словарная работа. Катанки, самовалочки, чесанки, колодка, войлок, мастер-валяльщик.

Оборудование: силуэты валенка из картона, заготовки цветной бумаги кусочки ткани шаблоны геометрических фигур, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, салфетки, поднос.

Интеграция образовательных областей: социально –коммуникативное, познавательное, развитие речи, физическое развитие, художественно –эстетическое.

Предварительная работа.

Провести беседу на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме « Валенки». Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки».

Ход занятия.

Звучит русская народная музыка, входят дети.

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям русским

От души поклон вам низкий!

Усаживайтесь, гости дорогие,

Желанный гость зову не ждет!

Сядем рядком, поговорим ладком!

Ребята, посмотрите, какую посылку принесли в наш детский сад.

От кого же она? Смотрите, здесь что- то написано: «Детский сад № 122 из Простоквашино» Давайте заглянем внутрь, смотрите, старый, худой валенок, а еще есть письмо: «Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, валенки мои все износились, стали старыми и худыми. Мне не в чем прийти к вам на праздник. Помогите мне, пожалуйста. Кот Матроскин».

Как мы можем помочь Матроскину? (ответы)

Для этого нам нужно все узнать о валенках, согласны?

Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

Народ очень любил валенки, и даже посвятил им песню. Послушайте ее. (Звучит песня «Валенки»).

В старину валенки называли пимы, катанки, чесанки и они считались самым ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках также водили хороводы

Вижу я издалека:

Едет Ваня к нам сюда,

Едет прямо в хоровод,

Расступись, честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок».

Я знаю еще и пословицы про валенки.

Сани и валенки готовь с лета.Прост, как сибирский валенок.Кто раньше встал, тот и валенки надел.

Пришло время испытать валенки на прочность. Будем с ними играть.

В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий и быстрый.

Игра «Сбей кеглю валенком»

Я сейчас вам расскажу и покажу. Садитесь, ребятки и посмотрите на экран (презентация)

Валенки — удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды наши. Изготовление валенок — дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное — это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена — почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают её в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в XXI веке валенок будет самой модной обувью!

Ребятки, давайте для кота Матроскина изготовим такие же красивые валенки.

Художественно-творческая деятельность детей по аппликации «Укрась валенок». Дети берут силуэт валенка и украшают его с помощью бумаги, ткани, по желанию.

Ребята, теперь надо передать наши валенки в Простоквашино, для этого нужно запомнить волшебные слова.

Под музыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, «змейкой». Далее выполняют движения в соответствии с текстом.

Белым снегом замело (ходят, отводя руками воображаемый снег)

Все дороги на село.

Все дороги, все пути-

Ни проехать, ни пройти! (удаляются!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым. (ходят с высоким подниманием ног).

Поднимай- ка выше ногу

Проложи другим дорогу.

Снег, снег, белый снег-

Засыпает он нас всех. (водят хоровод)

Мы на саночки садимся.

И под горку быстро мчимся!

Снег, снег, белый снег-(имитируется езда на саночках).

Мчимся мы быстрее всех!

На экране появляется кот Матроскин: «Спасибо, вам ребятки за валенки, порадовали, теперь мне есть в чем прийти к вам на праздник. До скорой встречи!»

Ребята, о какой зимней обуви мы с вами говорили?

Что было самым трудным для вас на этом занятии?

Из чего делают валенки?

Что вам больше всего запомнилось?

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький

Чтоб зимою не болеть

Надевают ….(валенки).

Спасибо вам за работу, на этом наше занятие закончено. До свидания.

1030
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!