Конспект занятия для дошкольного возраста "Сохраним природу мордовского края"

Тип статьи:
Авторская

Задачи:

Образовательные:Расширять представления о заповедниках, природе нашего края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе родного края.

Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе. Формировать чувство национальной гордости.

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений; пословицы и поговорки о природе, беседа по вопросам, отгадывание загадок о деревьях, птицах, рассматривание иллюстраций о Мордовских государственных заповедниках; физкультминутка: «Вместе по лесу идём»; дидактическая игры «Кто живет в наших лесах?»; словесные игры: «Ответь на вопрос и передай флажок», «Если я пойду в лесок».

Предварительная работа:беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

Материалы к занятию:магнитофон, аудиозапись. Иллюстрации о Мордовских государственных заповедниках. Д/и «Кто живет в наших лесах?»,«Если я пойду в лесок», флажок.

Словарная работа:всесоюзный, непрестанно, заповедники, территории, выхухоль.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия.

Звучит музыка.

Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Правильно — это Земля. Наша земля — это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек — хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Игра «Ответь на вопрос и передай флажок».

— Ребята, а вы знаете, как называется наша республика?

— Кто является главой республики Мордовия?

— Какой город является столицей Мордовии?

— Какие города Мордовии вы знаете?

— Какие большие реки протекают в Мордовии?

Воспитатель:

На карте всесоюзного значения

Невелика Мордовия моя.

Но вся она в порыве вдохновения

Как милы сердцу светлые края.

Куда не бросишь взгляд, повсюду прахи

Взметнули свои стрелы в небеса

Гул тракторов в полях рокочет непрестанно,

И всюду трудового героизма чудеса!

Воспитатель: Люди используют природу везде: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны и нашей Республики Мордовия. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедники в Березниковском, Ичалковском, Темниковском районах. В задачу заповедников входит сохранение исчезающих растений и животных. Здесь живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.

Чтобы сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Там сон-трава и медуница,

Прекрасная кувшинка, горицвет,

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга — книга тревоги.

Знай, все растения в ней — недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда!

Физкультминутка: Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём.Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковёрИ направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)Отдохнуть мы все успелиИ на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу — деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных — там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотая рыбка, река — кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.

Вот послушайте и отгадайте загадки:

В платье белом девушка стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зеленую косу. (Берёза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.(Рябина)

Воспитатель: А сейчас подумайте ответьте на вопросы:

-Какое дерево дает ароматный сладкий сок?

— Что вы можете рассказать о березе?

— Что вы знаете о дубе?

— Расскажите о рябине.

— Какие деревья ещё растут в нашем крае?

Воспитатель:Продолжаем занятием и поиграем в игру «Если я пойду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да». Если плохо, то все вместе говорите «нет»

-Если я приду в лесок и сорву ромашку (Ответ: нет.)

-Если съем я пирожок и выброшу бумажку (Ответ: нет.)

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (Ответ: да.)

-Если ветку подвяжу, колышком подставлю (Ответ: да.)

-Если разведу костер, а тушить не буду (Ответ: нет.)

-Если сильно насорю и убрать забуду (Ответ: нет.)

-Если мусор уберу, банку закопаю (Ответ: да.)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю (Ответ: да.)

Воспитатель: Отгадайте загадки про птиц:

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит — и легче! (Дятел)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — в миг

Поднимает стрекот-крик. (Сорока)

Воспитатель: — А каких птиц вы знаете?

— Какую пользу приносят птицы?

— Каких перелетных птиц вы знаете?

«Хорошо в гостях, а дома лучше» — гласит русская пословица, это понимают и птицы, которые каждую весну возвращаются в родные края.

Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля? »

Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края! »

Воспитатель:Земля — родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.

Ребенок: Все — все, все на свете нужны!

И кошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед, а кто делает яд.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников: злых и свирепых.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Все- все, на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.

Д/и «Кто живет в наших лесах? »

Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.

Воспитатель: Лес — это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?

-Кто в нем живет?

-В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?

-А чем питаются животные? Кто на кого нападает?

-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?

-Какие ягоды растут в наших лесах? Какие вы знаете грибы?

-А все ли грибы можно собирать?

-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)

-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)

Воспитатель: Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг!

Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Животным и растениям расти мешать.

Птицы, рыбы и звери, в душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди, не обижайте зря.
Ведь небо без птиц не небо, А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля.

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природой,
Давай же всегда ее беречь!

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни

  1. Литература.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.- 304с.
  3. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева[и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 104 с.
  4. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. — Саранск: типография «Красный Октябрь»
  5. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина// Управление ДОУ
  6. Кондрыкинская, Л.А., С чего начинается Родина?/ — М.: ТЦ «Сфера»
185
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!