Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Консультация

«Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Автор-составитель воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Митенькина Елена Николаевна

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

В своей работе с детьми я активно использую народное искусство как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободно-игровой.

Начиная с младшего возраста, знакомлю детей с простыми фигурками народных мастеров: лошадка, барыня, индюк и т. д. С детьми второй младшей группы мы рассматриваем особенности росписи игрушек, отмечаем сходства и различия игрушек по цветовой гамме и особенности узора. Конечно с малышами начинаю знакомство с народными игрушками с простого, постепенно расширяя их кругозор. По принципу " от простого к сложному".Многие игрушки расписываю сама. Малыши чень любят наблюдать за этим процесом.

В средней группе дети хорошо различают филимоновскую, дымковскую роспись, гжель, хохлому и городец. Взрослея, в старшей и подготовительной группе, дети выбирают для оформления своих работ боле сложные орнаменты, лепят из глины, а затем расписывают сделанные игрушки.

На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности эпохи, людей, которые их создавали.

Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно — прикладного искусства.

Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

125
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!