Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Пособие «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Автор-составитель: воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад 3 комбинированного вида»
Митенькина Елена Николаевна
Пояснительная записка
«Ум ребенка на кончиках пальцев».
В.И. Сухомлинский
Дошкольное детство — очень важный, яркий и плодотворный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок, как первооткрыватель познает незнакомый и удивительный окружающий мир. Это самое благоприятное время для открытий и творчества.Наши дети от природы очень любопытны и очень талантливы. Каждый ребенок неповторим, каждый по-своему талантлив и ярок. Свой внутренний мир и отношение к окружающей действительности ребенок отражает в рисунке, игре, лепке, в разных видах творчества. Именно в дошкольном младшем возрасте начинают закладываться предпосылки к развитию таланта в художественно-эстетическом развитии. Рисование является источником хорошего настроения ребенка, раскрытию его внутреннего мира. Рисунок отражает не только то, что видит ребенок, но и проявляет собственную фантазию, развивает мышление, творческие способности.Прекрасным инструментом в развитии мелкой моторики рук, фантазии, образного мышления, креативно мыслящей личности, является творческая деятельность. Мы, педагоги, взрослые, должны поддерживать и развивать интерес к художественному творчеству, создать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка.
Нетрадиционные техники рисования — это благоприятный вид творчества, способный раскрыть творческие способности ребенка с помощью подручных средств, позволяющих сделать работы неповторимыми, красочными, образными.
Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений, внимательным и заинтересованным в развитии детей родителям, воспитателям
Актуальность.
Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования, которые позволяют, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающие ребенку свободу и вселяющие уверенность в своих силах.
Рисовать любят все дети. Они радуются, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Часто отсутствие знаний и навыков быстро отбивает желание у ребенка рисовать, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Актуальность темы определена следующими проблемами, требующими решения посредством нетрадиционных техник рисования.
1. Любые преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Сформированного уровня воображения требует дошкольное обучение: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым предвосхищению возможных изменений.
3. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний выступает -воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Анализ результатов диагностических исследований выявил ряд проблем в организации работы по развитию воображения посредством нетрадиционных техник рисования в детском саду.
Проблемы
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов.
Наблюдения за работой детей с изобразительными материалам показали, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании не плохой. Однако, в работах детей — не было фантазии и творчества.
Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми.
Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества проектная деятельность, позволяющая создать взрослых. Реализация проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Чтобы стимулировать детей к творчеству, сделать этот процесс интересным, образным и доступным, я начала творческую работу по развитию детских способностей в нетрадиционной технике рисования. Для реализации творческого эксперимента по развитию творческих способностей детей в нетрадиционной технике рисования, я определила
Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:
- выявить уровнь творческих способностей в художественном творчестве детей (диагностика);
- создать и способствовать пополнению развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения для творческого развития детей в технике нетрадиционных техник рисования;
- познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования;
- способствовать у детей развитию наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
- способствовать развитию у дошкольников познавательных и творческих способностей через нетрадиционные техники рисования;
- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
- учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами;
- привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей;
- способствовать активному участию воспитанников в конкурсах различного уровня по развитию детского творчества.
Новизна
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Научность
В реализации творческого эксперимента по внедрению в художественный процесс нетрадиционных техник рисования, я опиралась на труды многих педагогов и психологов. Этотруды Н.А. Ветлугиной «Художественное творчество и ребенок», Г.Н. Давыдова «Пластилинография», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» (в двух частях), Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Е. Н. Лебедевой «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников», О. Г. Жуковой, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски», Г. Казаковой «Развивайте у дошкольников творчество»,
А. А. Фатеевой «Рисуем без кисточки», К. К. Утробиной, Г. Ф. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».
Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина — одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Саккулина, выделяя художественное развитие ребенка как одно из ведущих в становлении и развитии личности ребенка.
Практическая деятельность
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
На начальном этапе по реализации применения нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников, была проведена диагностика, которая показала, что из 26 детей 3-5 лет показали высокий уровень-9%, средний- 48%, низкий уровень-43%. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
Работа строится на следующих принципах:
Принцип перехода от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- удовольствие способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и фантазию;
- во время работы дети получают эстетическое.
Свою работу строю от простого к сложному, учитывая возрастные особенности развития детей. Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческих способностей у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому свою работу начинаем с развития мелкой моторики рук, гимнастики для пальчиков.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать разные нетрадиционные техники: рисование пальчиками, рисование ладошкой..
Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
Рисование «Ладошкой»
В детском саду на занятиях младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности важно подобрать такую работу, которая была бы посильна малышам и интересна. Дети первой и второй младших групп плохо владеют кистью, им трудно провести линию, овал, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы — рисунки в технике рисования ладошками. Ладошка выступает, как шаблон — сначала обводим ладошку на листе бумаги или делаем отпечаток ладошки, а потом дорисовываем глазки, носик… Всмотревшись, увидите, что какой-то персонаж смотрит на вас.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисование «пальчиками».
Наиболее доступный и необычный способ рисования, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета
«Рисование воском, свечой»
Совместно с педагогом можно провести рисование воском. В младшем возрасте педагог рисует образ свечой или восковым мелком, а дети закрашивают широкой кистью. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно рисуют в этой технике. Рисунок проявляется, для детей это — чудо.
4.Использование «печатки» «штаммпа»
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. В среднем возрасте перед детьми раскрывается секрет техники рисованию штампами, которые сделаны из пробкового материала, овощей и т.д..
Рисование методом «тычка».
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Рисование пеной для бритья
В среднем и старшем дошкольном возрасте нравится детям рисование пеной для бритья. Ребенок рисует контур рисунка. Смешивает краску с пеной и наносит на контур рисунка.Работы получаются яркие, объемные.
Техника рисования нитью
Яркие, творческие работы получаются у детей в технике рисования нитью. Ребенок опускает нить в нужную краску, прикладывает к листу бумаги и проводит по силуэту, в зависимости от замысла. Развивается творческое мышление, умение видеть образ, дорисовывать до нужного.
«Монотипия».
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Техника монотипии знакомит ребенка с законами симметрии и учит находить в своих кляксах образы (отражение пейзажа в реке, собаку, бабочки и так далее). Ребёнок додумывает и дорисовывает то, что получилось.
Техника граттаж. В старшем дошкольном возрасте экспериментируя с разными.материалами, ребенок знакомится с окружающим миром через экспериментирование. Так, например, овладевая техникой граттаж, дети самостоятельно готовят фактурный фон, а затем, с большим старанием, выцарапывают на поверхности свой сюжет.
Рисование «пёрышком».
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
«Кляксография».
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
«Набрызг» Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, котрый держит над листом бумаги
«Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование «мыльными пузырями».
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги приложить к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Рисование «мятой бумагой»
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег. Детские работы получаются яркие, необычные.
Совместная работа с родителями
В работе с родителями для установления доверительных отношений провожу консультации и беседы, мастер-классы, развлечение, дни открытых дверей. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать, думать и рисовать. Сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями, устраиваем различные выставки совместных творческих работ, конкурсы, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально — комфортное состояние.
Результативность
Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Процесс развития дошкольников во всех видах творческой деятельности, сохранение навыков, которые помогут в будущем совершенствовать их потенциальные возможности, является результатом работы
Диагностика на завершающем этапе использования нетрадиционных техник рисования в художественном творчестве показала высокий результат развития умений и навыков детей. Из 26 дошкольников, показатель: В -23%, с-67%, Н-10
В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Заключение
Художественное творчество в нетрадиционной технике рисования поможет ребенку получить те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно
сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память, усидчивость, аккуратность, моторика рук.
Я пришла к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, т. к. они эффективны на занятиях и создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Дошкольники часто копируют предлагаемый им образец, они боятся внести какие-либо изменения, боятся испортить работу. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора и удовлетворения его любопытства.
Используя нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей,, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Литература
1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. — 2010.
2.Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
3.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.:«Просвещение», 2015.
4.Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
5.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М.: Академия. — 2010
6.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
7.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 2011
8.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
9.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
10.Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
11.Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. — СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
12.Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. — М.: ВЛАДОС, 2011.
13.Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.
14.Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009
15.Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. — Мн: ООО «Попурри», 2015