Консультация для родителей "Развитие речи младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры».
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и заметила, что у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.
В чем же причины задержки? Не беря во внимание биологические и социальные факторы можно отметить, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важным фактором речевого развития ребенка. Развивать моторику пальцев, а значит — улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь и что немаловажно, повышать работоспособность коры головного мозга.
Развивая речь ребенка раннего и младшего дошкольного возраста вы решаете следующие задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
2.Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
4. Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
5. Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Работу по развитию движений пальцев я провожу во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром, после сна, а также во время занятий. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7- 10 минут.
В своей работе я широко использую игры, потешки, пестушки которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко выполнять движения… Игры оригинальны и интересны малышам тем, что представляют собой маленький театр, где актеры — это пальчики ребят. Моя задача — поддерживать это стремление, организовывать общение ребенка с кем- либо в процессе игровой и предметной деятельности, обогащать словарный запас ребенка.
Такие игры утром позволяют «скрасить» ребенку расставание со своими близкими людьми, облегчают процесс адаптации, снижают эмоциональное напряжение, чувство страха и тревоги.
Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Хочется привести цитату известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.