Конспект открытого логопедического занятия по теме : "Насекомые"
Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР по теме: «Насекомые»
Скачать презентации к занятию по ССЫЛКЕ
Цели:
Создание условий для:
— закрепления знаний детей о насекомых;
— активизации предлогов и словаря по теме;
— закрепления навыка употребления существительных в Род. п. ед.ч.;
— закрепления навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— закрепления навыка употребления слов с увеличительными оттенками;
— закрепления навыка согласования числительных с существительными и прилагательными;
— закрепления знаний обобщающих понятий;
— закрепление навыка звуко — слогового анализа слов;
— закрепления навыка составления схемы предложений и правил написания предложений;
— развития внимания, памяти, логического мышления.
— формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
— воспитания любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска или экран, мультимедийные презентации по теме занятия и игр; раздаточный материал; наборы для составления звуко-слогового анализа слов и схемы предложения; эмблемы и раскраски.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу, говорят стихотворение, взявшись за руки:
Собрались все дети в круг:
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.
Все дети хором:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Плавно громко говорим
И, конечно, не спешим.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку! Давайте посмотрим на экран и познакомимся с жителями нашей полянки!
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать! Будьте внимательны!
— Мёд душистый принесла
С луга вешнего … (пчела).
— Слышим мы гудящий звук –
То летит к нам майский … (жук).
— Если светятся жучки,
Их зовите (светлячки).
— «Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать … (стрекоза).
— Бежит по ладошке быстро и ловко,
В точечках чёрных вся … (божья коровка).
— В лесном небоскрёбе на тыщу семей
Живёт работяга – малыш … (муравей).
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
— Кровь попить у детворы
Любят летом (комары).
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)
II. Основная часть.
Логопед:
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Дети: Это насекомые.
Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.
Игра — презентация «Кого не стало».
Употребление существительных в Род. п. ед.ч.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало?» Внимание на экран!
1клик – Наконец к нам пришло тепло, светит солнышко! На лесной полянке появилось много насекомых.
2 клик — Это — бабочка(хоровые ответы детей)!
3 клик — Это — пчела (хоровые ответы детей)!
4 клик — Это — стрекоза(хоровые ответы детей)!
5 клик — Это — кузнечик(хоровые ответы детей)!
6 клик — Это – божья коровка (хоровые ответы детей)!
7 клик — Это — гусеница (хоровые ответы детей)!
8 клик — Это — муха(хоровые ответы детей)!
9 клик — Это — жук(хоровые ответы детей)!
10-11 клик –Вдруг на полянку прилетел воробей! Насекомые испугались воробья и все кто-куда исчезли! Кого не стало на поляне?
12 клик – Не стало — пчелы (хоровые ответы детей)!
13 клик – Не стало — мухи (хоровые ответы детей)!
14 клик – Не стало — гусеницы (хоровые ответы детей)!
15 клик – Не стало — кузнечика (хоровые ответы детей)!
16 клик – Не стало — божьей коровки (хоровые ответы детей)!
17 клик – Не стало — жука (хоровые ответы детей)!
18 клик – Не стало — стрекозы (хоровые ответы детей)!
19 клик – Не стало — бабочки (хоровые ответы детей)!
20 клик – Улетел и воробей
Игра «Назови ласково!». Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление предложений по образцу.
Логопед: Насекомые бывают разной величины, большие и маленькие. Будем называть маленьких насекомых.Я называю вам насекомое, а вы отвечаете,
например: Это не паук, а паучок.
Это не жук, а жучок.
Это не комар, а комарик.
Это не муравей, а муравьишка.
Это не стрекоза, а стрекозка.
Это не пчела, а пчелка.
Игра «Насекомые – великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
Логопед: Вы уже знаете, что насекомые бывают разной величины. Поиграем в игру «Насекомые – великаны». Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например:
Это не паук, а паучище.
Дети:
Это не жук, а жучище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не стрекоза, а стрекозище.
Игра «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными и прилагательными.
Логопед: На ваших столах картинки с насекомыми. Я вам буду показывать цифру. Вы должны сказать, сколько и каких насекомых на цветке.
Например: На цветке три жёлтых пчелы.
Дети составляют предложения по образцу.
Игра «Четвёртый лишний».Закрепление обобщающих понятий, развитие мышления.
Логопед: Я буду называть четыре слова, а вы должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
— Жук, пчела, муравей, кошка;
— слон, бабочка, шмель, гусеница;
— божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
— ёлка, таракан, муха, кузнечик;
— паук, бабочка, комар, кровать.
— Молодцы, справились заданием.
Физкультминутка.
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту
Составление звуко-слоговой схемы слова МУХА.
Логопед: Отгадайте загадку:
Я жужжу, жужжу, жужжу,
Я летаю и кружу
Возле носа, возле уха.
Догадайся, кто я! …(Муха).
Давайте составим звуко-слоговую схему слова МУХА.
Ребенок составляет схему.
Логопед: Сколько слогов в слове МУХА?
Сколько гласных звуков в слове?
Определите место звука [У] в слове.
Определите место звука [А] в слове.
Сколько согласных звуков в слове?
Дайте характеристику звукам [М] и [Х].
Составление предложения и его схемы.
Логопед: Что можно составить из слов?
Дети: Из слов можно составить предложения.
Логопед: Давайте вспомним правила написания предложений.
Дети: Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.
Логопед: Составьте предложение о любом насекомом. Давайте составим схему предложения у доски. Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание.
III.Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? С кем мы там встретились и о ком говорили сегодня? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?
В награду дети получают эмблемы с божьей коровкой, которая является самым добрым и любимым насекомым, а еще символом экологического волонтерского движения нашего детского сада!