Конспект открытого логопедического занятия по теме : "Насекомые"

Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР по теме: «Насекомые»

Скачать презентации к занятию по ССЫЛКЕ

Цели:

Создание условий для:

— закрепления знаний детей о насекомых;

— активизации предлогов и словаря по теме;

— закрепления навыка употребления существительных в Род. п. ед.ч.;

— закрепления навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— закрепления навыка употребления слов с увеличительными оттенками;

— закрепления навыка согласования числительных с существительными и прилагательными;

— закрепления знаний обобщающих понятий;

— закрепление навыка звуко — слогового анализа слов;

— закрепления навыка составления схемы предложений и правил написания предложений;

— развития внимания, памяти, логического мышления.

— формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

— воспитания любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска или экран, мультимедийные презентации по теме занятия и игр; раздаточный материал; наборы для составления звуко-слогового анализа слов и схемы предложения; эмблемы и раскраски.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу, говорят стихотворение, взявшись за руки:

Собрались все дети в круг:

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Логопед: К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.

Все дети хором:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Плавно громко говорим

И, конечно, не спешим.

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на лесную полянку! Давайте посмотрим на экран и познакомимся с жителями нашей полянки!

Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать! Будьте внимательны!

— Мёд душистый принесла

С луга вешнего … (пчела).

— Слышим мы гудящий звук –

То летит к нам майский … (жук).

— Если светятся жучки,

Их зовите (светлячки).

— «Больше всех мои глаза!» -

Любит хвастать … (стрекоза).

— Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках чёрных вся … (божья коровка).

— В лесном небоскрёбе на тыщу семей

Живёт работяга – малыш … (муравей).

Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).

— Кровь попить у детворы

Любят летом (комары).

Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)

Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)

II. Основная часть.

Логопед:

Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)

Дети: Это насекомые.

Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.

Игра — презентация «Кого не стало».

Употребление существительных в Род. п. ед.ч.

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Кого не стало?» Внимание на экран!

1клик – Наконец к нам пришло тепло, светит солнышко! На лесной полянке появилось много насекомых.

2 клик — Это — бабочка(хоровые ответы детей)!

3 клик — Это — пчела (хоровые ответы детей)!

4 клик — Это — стрекоза(хоровые ответы детей)!

5 клик — Это — кузнечик(хоровые ответы детей)!

6 клик — Это – божья коровка (хоровые ответы детей)!

7 клик — Это — гусеница (хоровые ответы детей)!

8 клик — Это — муха(хоровые ответы детей)!

9 клик — Это — жук(хоровые ответы детей)!

10-11 клик –Вдруг на полянку прилетел воробей! Насекомые испугались воробья и все кто-куда исчезли! Кого не стало на поляне?

12 клик – Не стало — пчелы (хоровые ответы детей)!

13 клик – Не стало — мухи (хоровые ответы детей)!

14 клик – Не стало — гусеницы (хоровые ответы детей)!

15 клик – Не стало — кузнечика (хоровые ответы детей)!

16 клик – Не стало — божьей коровки (хоровые ответы детей)!

17 клик – Не стало — жука (хоровые ответы детей)!

18 клик – Не стало — стрекозы (хоровые ответы детей)!

19 клик – Не стало — бабочки (хоровые ответы детей)!

20 клик – Улетел и воробей

Игра «Назови ласково!». Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление предложений по образцу.

Логопед: Насекомые бывают разной величины, большие и маленькие. Будем называть маленьких насекомых.Я называю вам насекомое, а вы отвечаете,

например: Это не паук, а паучок.

Это не жук, а жучок.

Это не комар, а комарик.

Это не муравей, а муравьишка.

Это не стрекоза, а стрекозка.

Это не пчела, а пчелка.

Игра «Насекомые – великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.

Логопед: Вы уже знаете, что насекомые бывают разной величины. Поиграем в игру «Насекомые – великаны». Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например:

Это не паук, а паучище.

Дети:

Это не жук, а жучище.

Это не шмель, а шмелище.

Это не клоп, а клопище.

Это не муравей, а муравьище.

Это не стрекоза, а стрекозище.

Игра «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Логопед: На ваших столах картинки с насекомыми. Я вам буду показывать цифру. Вы должны сказать, сколько и каких насекомых на цветке.

Например: На цветке три жёлтых пчелы.

Дети составляют предложения по образцу.

Игра «Четвёртый лишний».Закрепление обобщающих понятий, развитие мышления.

Логопед: Я буду называть четыре слова, а вы должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Жук, пчела, муравей, кошка;

слон, бабочка, шмель, гусеница;

— божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

— ёлка, таракан, муха, кузнечик;

— паук, бабочка, комар, кровать.

— Молодцы, справились заданием.

Физкультминутка.

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту

Составление звуко-слоговой схемы слова МУХА.

Логопед: Отгадайте загадку:

Я жужжу, жужжу, жужжу,

Я летаю и кружу

Возле носа, возле уха.

Догадайся, кто я! …(Муха).

Давайте составим звуко-слоговую схему слова МУХА.

Ребенок составляет схему.

Логопед: Сколько слогов в слове МУХА?

Сколько гласных звуков в слове?

Определите место звука [У] в слове.

Определите место звука [А] в слове.

Сколько согласных звуков в слове?

Дайте характеристику звукам [М] и [Х].

Составление предложения и его схемы.

Логопед: Что можно составить из слов?

Дети: Из слов можно составить предложения.

Логопед: Давайте вспомним правила написания предложений.

Дети: Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.

Логопед: Составьте предложение о любом насекомом. Давайте составим схему предложения у доски. Молодцы, дети, вы правильно выполнили задание.

III.Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? С кем мы там встретились и о ком говорили сегодня? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?

В награду дети получают эмблемы с божьей коровкой, которая является самым добрым и любимым насекомым, а еще символом экологического волонтерского движения нашего детского сада!

593
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!