Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей с природой

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её ресурсы — это основа жизни и развития человеческого общества. Каждое новое десятилетие приносит человечеству всё новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии человека и природы.

Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека приходится платить слишком дорогую цену — и в моральном, и в материальном отношениях.

Что делать воспитателям дошкольных учреждений? Самое важное — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание.

Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) — это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель: развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.

Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста,которые возможно использовать в экологическом воспитании

Название игры, описание Цель игры
1. «Чем был — чем стал» 1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Ход игры:

Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: «У него стеклянное сердце.» Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, «колючего» человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус — из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей)

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства
2. «Хорошо-плохо» Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры:

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь — это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад — это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами — плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
3. «Робинзон Крузо» Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод — мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые «сильные» детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность. Ход игры:

В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

И так далее.

Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
4. «На что похоже» Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом — малиновая, клубничная, с синим вкусом — черничная…)

В: На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика, кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
5. «Цепочка» Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д. Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем
6. «Да – нет» Ведущий загадывает слово «Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только » да” или «нет”, пока дети не угадают задуманное. Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок
7. «Черное-белое»Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям) Развитие представлений о взаимосвязях в природе
8. «Что-то для чего-то» Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами
9. «Сказка наизнанку» Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку: — Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

— Не Желтая, а Красная

— Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

— К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

И так далее.

Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции
10 «Теремок» Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик: — Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я, Бабочка. А ты кто?
— А я Синица. Пусти меня в теремок?
— Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

(У меня есть крылья, я умею летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения
11 «Найди друзей» Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Обучение сравнению разнообразных систем
12 «Если бы я был…» Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица. Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития
13 «Что будет, если …» («Мозговой штурм») Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов. Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики
14 «Найди целое и части» Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево — лес, ствол и т.д. Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть
15 «Найди главное» Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы: Лес — охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих
16 «Что с чем связано» Дерево — вода (без воды дерево жить не может). Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме). Учить находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.
17 «Назови предмет по свойствам» Звонкий + Громкий = Пушистый + Серый =

Усложненный вариант:

Гладкий + Серый + Тихий =

Белый + Съедобный + Мягкий =

Красный + Легкий + Вкусный =

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.
18 «Путешествие на машине времени» Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правилаигры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.
закреплять знания об окружающем мире, о взаимосвязях в природе
19 «Природный мир бывает разный» Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему. познание и классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

В заключении можно сказать. Что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания о природе, повысить их экологическую культуру.

Литература:

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

2. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого педагогический институт, 2000

3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7.

4. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.

5. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

6. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru

183
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!