Конспект занятия старшая группа​“РУССКИЙ ВАЛЕНОК»

Тип статьи:
Авторская

Конспект занятия  старшая группа“РУССКИЙ ВАЛЕНОК»

Цели и задачи занятия:

1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа

— умение петь народные песни и играть в народные игры

— умение использовать знакомые движения в хороводе

— знание традиций изготовления, использования обуви русского народа — валенок

2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

3.Обобщить знания детей о валенках, их назначении в жизни человека.

4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Атрибуты: силуэты валенок для украшения зала, валенки для игры и украшения зала, печь, стол с самоваром и предметами для чаепития, лавочки, колокольчик.

Ход занятия.

Под музыку песни «Валенки» дети входят в украшенный зал, проходят по кругу и садятся по обе стороны зала. Под стульями у них лежат силуэты валенков для игры « Найди пару»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Мы пришли сюда, в русскую избу, не просто в гости. Нас пригласили на праздник. Только где же хозяин наш, почему он нас не встречает! Давайте мы позвоним в колокольчик, позовем его.(звонит в колокольчик).

Дед Всевед: (входит в зал с валенком)Я Дед Всевед, чиню валенки сто лет. В гости кто ко мне спешит, в колокольчик кто звонит.

Ведущий: Здравствуй, Дедушка- Всеведушка. Это я и ребята из детского садика в гости к тебе пришли. Ты нас к себе на праздник пригласил, а кого поздравлять- величать- не сказал.

Дед Всевед: А вы вот загадку мою послушайте. Отгадаете и узнаете.

Не ботинки, не сапожки

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром — в садик,

Днем — домой! (валенки)

Ведущий: А наши ребята тоже знают загадки про валенки:

Их треплют, катают, в зиму таскают.

По овце на каждой ноге.

Дед Всевед: А что вы еще про валенки знаете?

Ведущий: Мы знаем, что валенки — исконно русская обувь, В Валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали Масленницу, колядовали, плясали под гармонь. В старину валенки считались самым дорогим подарком, иметь свои валенки было очень престижно.

Дед Всевед : Верно — верно говорите, А вот знают ли ваши ребята, как валенки изготавливают?

Ведущая: Конечно, знают. Они сами сейчас тебе и расскажут.

Валенки — это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овцы и перерабатывают. Обрабатывают ее кипятком, паром, дымом, сбивают все в общую массу — войлок и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

Валенки бывают разных цветов: черные, серые и белые.

Их производят только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение. Так что валенки — не только натуральная обувь, она ещё и полезна. И, по словам модельеров, 21 век — век валенка.

(После рассказа детей идет видеоряд «Производство валенка»)

Ведущая: А что ещё делается из войлока?

( Дети по очереди называют)

Кошмы, войлочная подушка, войлочная подстилка для сна, стельки для обуви, вкладыши в сапоги, войлочные шляпы, банные колпаки, подкладки под каски, одеяла.

Дед Всевед: А кто из вас, ребята, знает, как ещё, по другому, на Руси назывались валенки?

( Дети по очереди называют)

Валенцы, катанки, коты, пимы, чесанки, чуни, кеньги, волнушечки, выходки.

Дед Всевед: Да, валенки на Руси очень ценились. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали по наследству.

Получить такой подарок считалось удачей. О любимой обуви русский народ сложил множество пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки про валенки? Давайте посоревнуемся, чья команда больше назовет.

( Дети называют. )

— Сани и валенки готовь с лета.

— С миру по шерстинке — бедному валенки.

— Прост, как сибирский валенок.

— Кто раньше встал, того и валенки.

— Без шубы и валенок и зима без конца.

— На одну ногу двух валенок не надевают.

— Без шила валенок не починишь.

— В Валенках гуляй, а про дело не забывай.

— Гусь да гагара — два валенка пара.

— Дареные валенки назад не берут.

— Валенки и в пир и в мир — обувь одна.

— Не дорог валенок — дорого внимание.

— Без труда и валенок не сваляешь.

— Лучше валенка зимой друга не сыщешь.

— Всем богам — по сапогам, а Николе — катанцы.

Дед Всевед: Ну и молодцы! То, что вы мудрость народную бережно сохраняете — это хорошо, а вот руками — то работать умеете? Валенки — то подшить сможете? Посмотрим, чья команда с этим быстрее справится.

Предлагается игра «Подшей валенок»

Дети берут силуэты валенков и силуэты «заплаток» с дырками по периметру и садятся на ковёр. По сигналу дети прикладывают «заплаты» к «валенку» и шнурком «сшивают» их вместе стежком «через край». Дети чьей команды заканчивают быстрее, та команда считается выигравшей. Дед хвалит детей и говорит:

У кого там хмурый вид

Снова музыка звучит.

Я грустить не разрешаю

Поиграть вас приглашаю.

Предлагается игра «Всадники»

Дети встают в две команды. У первого палка с надетым валенком — «лошадкой». По сигналу дети скачут на «лошадке» галопом, обегают вокруг стула, возвращаются обратно и передают «лошадь» следующему.Дети чьей команды закончат скачку раньше, та и считается выигравшей. По окончании игры дети садятся на места.

Ведущая: Ай да молодцы наши ребята, ловкие да быстрые. Валенки в играх испокон века помогали узнать, кто самый смелый, сильный да ловкий. Делали валенки мастера старательно, с душой. Поэтому и валенки получались красивые да нарядные. А вы какие любите валенки?

( Дети называют определения )

— Комфортные, уютные, лечебные, практичные,

— Гигиеничные, натуральные, удобные, тёплые,

— Народные, самоваленные, эксклюзивные, красивые,

— Модные, непромокаемые, фабричные, войлочные,

— Нарядные, подшитые, мягкие, ладные, стильные и т.д.

Ведущая: А сейчас давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают валенки.

( Под музыку дети просматривают слайд — шоу «Валенки» )

Выбегает Варя: — Вален валенок провалился в прогалинок!

Тащи валенок из прогалинка!

Ведущая: Ой, ребятушки доставайте ваши валенки из прогалинка.( Дети достают валенки из-под стульев)

Проводится игра«Найди пару»

Ведущая: А теперь встаньте так, чтобы из слогов на заплатках на ваших валенках получилось слово. Прочтите, какие слова у вас получились. (дети читают)

Ведущий предлагает подарить валенки Деду Всеведущ. Дед радуется, хвалит ребят и валенки.

Дед Всевед: Ой, спасибо, ребята. Повеселили старого, навестили. Порадовали тем, что так много знаете про русский валенок, подарки подарили. А у меня вам тоже есть подарок.( вытаскивает из ларца валенок).В старину считалось, что валенок не простой, а чудодейственный. Возьмите и вы валенок в руки, громко скажите свое самое доброе желание. И давайте будем верить, что наши желания сбудутся.

(Дети передают валенок из рук в руки и говорят свои желания)

Ведущая: А я тоже хочу сделать вам подарок. Знаю я, что есть в России два музея валенка. Один — в Москве, другой — в городе Мышкине Ярославской области.

В Московском музее можно увидеть валенки в форме самовара, чайника, самолета, а также исторические валенки: офицерские на кожаной подошве, валенки времен ВОВ, которые носили карельские партизаны со специальным крючком для лыж.

А в Мышкинском музее под гордым названием «Русский валенок» есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами.

А еще Дедушка и вы, гости дорогие, приходите к нам в группу на чаепитие.

366
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!