Конспект занятия старшая группа“РУССКИЙ ВАЛЕНОК»
Конспект занятия старшая группа“РУССКИЙ ВАЛЕНОК»
Цели и задачи занятия:
1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа
— умение петь народные песни и играть в народные игры
— умение использовать знакомые движения в хороводе
— знание традиций изготовления, использования обуви русского народа — валенок
2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
3.Обобщить знания детей о валенках, их назначении в жизни человека.
4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Атрибуты: силуэты валенок для украшения зала, валенки для игры и украшения зала, печь, стол с самоваром и предметами для чаепития, лавочки, колокольчик.
Ход занятия.
Под музыку песни «Валенки» дети входят в украшенный зал, проходят по кругу и садятся по обе стороны зала. Под стульями у них лежат силуэты валенков для игры « Найди пару»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Мы пришли сюда, в русскую избу, не просто в гости. Нас пригласили на праздник. Только где же хозяин наш, почему он нас не встречает! Давайте мы позвоним в колокольчик, позовем его.(звонит в колокольчик).
Дед Всевед: (входит в зал с валенком)Я Дед Всевед, чиню валенки сто лет. В гости кто ко мне спешит, в колокольчик кто звонит.
Ведущий: Здравствуй, Дедушка- Всеведушка. Это я и ребята из детского садика в гости к тебе пришли. Ты нас к себе на праздник пригласил, а кого поздравлять- величать- не сказал.
Дед Всевед: А вы вот загадку мою послушайте. Отгадаете и узнаете.
Не ботинки, не сапожки
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром — в садик,
Днем — домой! (валенки)
Ведущий: А наши ребята тоже знают загадки про валенки:
Их треплют, катают, в зиму таскают.
По овце на каждой ноге.
Дед Всевед: А что вы еще про валенки знаете?
Ведущий: Мы знаем, что валенки — исконно русская обувь, В Валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали Масленницу, колядовали, плясали под гармонь. В старину валенки считались самым дорогим подарком, иметь свои валенки было очень престижно.
Дед Всевед : Верно — верно говорите, А вот знают ли ваши ребята, как валенки изготавливают?
Ведущая: Конечно, знают. Они сами сейчас тебе и расскажут.
Валенки — это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овцы и перерабатывают. Обрабатывают ее кипятком, паром, дымом, сбивают все в общую массу — войлок и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
Валенки бывают разных цветов: черные, серые и белые.
Их производят только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение. Так что валенки — не только натуральная обувь, она ещё и полезна. И, по словам модельеров, 21 век — век валенка.
(После рассказа детей идет видеоряд «Производство валенка»)
Ведущая: А что ещё делается из войлока?
( Дети по очереди называют)
Кошмы, войлочная подушка, войлочная подстилка для сна, стельки для обуви, вкладыши в сапоги, войлочные шляпы, банные колпаки, подкладки под каски, одеяла.
Дед Всевед: А кто из вас, ребята, знает, как ещё, по другому, на Руси назывались валенки?
( Дети по очереди называют)
Валенцы, катанки, коты, пимы, чесанки, чуни, кеньги, волнушечки, выходки.
Дед Всевед: Да, валенки на Руси очень ценились. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали по наследству.
Получить такой подарок считалось удачей. О любимой обуви русский народ сложил множество пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки про валенки? Давайте посоревнуемся, чья команда больше назовет.
( Дети называют. )
— Сани и валенки готовь с лета.
— С миру по шерстинке — бедному валенки.
— Прост, как сибирский валенок.
— Кто раньше встал, того и валенки.
— Без шубы и валенок и зима без конца.
— На одну ногу двух валенок не надевают.
— Без шила валенок не починишь.
— В Валенках гуляй, а про дело не забывай.
— Гусь да гагара — два валенка пара.
— Дареные валенки назад не берут.
— Валенки и в пир и в мир — обувь одна.
— Не дорог валенок — дорого внимание.
— Без труда и валенок не сваляешь.
— Лучше валенка зимой друга не сыщешь.
— Всем богам — по сапогам, а Николе — катанцы.
Дед Всевед: Ну и молодцы! То, что вы мудрость народную бережно сохраняете — это хорошо, а вот руками — то работать умеете? Валенки — то подшить сможете? Посмотрим, чья команда с этим быстрее справится.
Предлагается игра «Подшей валенок»
Дети берут силуэты валенков и силуэты «заплаток» с дырками по периметру и садятся на ковёр. По сигналу дети прикладывают «заплаты» к «валенку» и шнурком «сшивают» их вместе стежком «через край». Дети чьей команды заканчивают быстрее, та команда считается выигравшей. Дед хвалит детей и говорит:
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит.
Я грустить не разрешаю
Поиграть вас приглашаю.
Предлагается игра «Всадники»
Дети встают в две команды. У первого палка с надетым валенком — «лошадкой». По сигналу дети скачут на «лошадке» галопом, обегают вокруг стула, возвращаются обратно и передают «лошадь» следующему.Дети чьей команды закончат скачку раньше, та и считается выигравшей. По окончании игры дети садятся на места.
Ведущая: Ай да молодцы наши ребята, ловкие да быстрые. Валенки в играх испокон века помогали узнать, кто самый смелый, сильный да ловкий. Делали валенки мастера старательно, с душой. Поэтому и валенки получались красивые да нарядные. А вы какие любите валенки?
( Дети называют определения )
— Комфортные, уютные, лечебные, практичные,
— Гигиеничные, натуральные, удобные, тёплые,
— Народные, самоваленные, эксклюзивные, красивые,
— Модные, непромокаемые, фабричные, войлочные,
— Нарядные, подшитые, мягкие, ладные, стильные и т.д.
Ведущая: А сейчас давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают валенки.
( Под музыку дети просматривают слайд — шоу «Валенки» )
Выбегает Варя: — Вален валенок провалился в прогалинок!
Тащи валенок из прогалинка!
Ведущая: Ой, ребятушки доставайте ваши валенки из прогалинка.( Дети достают валенки из-под стульев)
Проводится игра«Найди пару»
Ведущая: А теперь встаньте так, чтобы из слогов на заплатках на ваших валенках получилось слово. Прочтите, какие слова у вас получились. (дети читают)
Ведущий предлагает подарить валенки Деду Всеведущ. Дед радуется, хвалит ребят и валенки.
Дед Всевед: Ой, спасибо, ребята. Повеселили старого, навестили. Порадовали тем, что так много знаете про русский валенок, подарки подарили. А у меня вам тоже есть подарок.( вытаскивает из ларца валенок).В старину считалось, что валенок не простой, а чудодейственный. Возьмите и вы валенок в руки, громко скажите свое самое доброе желание. И давайте будем верить, что наши желания сбудутся.
(Дети передают валенок из рук в руки и говорят свои желания)
Ведущая: А я тоже хочу сделать вам подарок. Знаю я, что есть в России два музея валенка. Один — в Москве, другой — в городе Мышкине Ярославской области.
В Московском музее можно увидеть валенки в форме самовара, чайника, самолета, а также исторические валенки: офицерские на кожаной подошве, валенки времен ВОВ, которые носили карельские партизаны со специальным крючком для лыж.
А в Мышкинском музее под гордым названием «Русский валенок» есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами.
А еще Дедушка и вы, гости дорогие, приходите к нам в группу на чаепитие.