Родной язык в детском саду: создание условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют
граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность впроцессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский, мокшанский и эрзянский языки.
Закон РМ от 08.08.2013 г. № 53-З (ред. от 19.12.2014 г.) «Обобразовании в Республике Мордовия».
Статья 3. Язык образования
1. В Республике Мордовия гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. Преподавание и изучение мордовского (мокшанского, эрзянского) языка как государственного языка Республики Мордовия осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Мордовия, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными госу
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
С этой целью на базе нашего дошкольного образовательного учреждения в образовательную программу был введен региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которая учитывает современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
В ходе реализации данного модуля дошкольники приобщаются к культуре мордовского народа в процессе социально – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического, физического развития.Данный модуль ориентирован на полное использование 20% времени. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, материал по ознакомлению с родным краем включен в отдельные темы, работа по которым ведется по две недели в квартал