«Организация двигательной активности детей среднего возраста."
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Выступление на родительском собрании
на тему:
«Организация двигательной активности детей среднего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий
Выполнила: Воспитатель
Бедрединова Альфия Ибрагимовна
Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. (М. Монтень)
«Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. В «Конвенции о правах ребенка» подчеркивается, что современное образование должно быть здоровьесберегающим. И в Законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, жизненно-важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, побуждать ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Эта тема была выбрана неслучайно. Ведь это одна из актуальных проблем современности. Нужно сохранить и укрепить здоровье дошкольников, сформировав у них основы здорового образа жизни.
Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста, приучать детей вести активный образ жизни. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки, снижение иммунитета.
Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях не благоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряженности проблема здоровья детей является особенно актуальной. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе в летний период.
С целью сохранения здоровья ребенка и развития его как всесторонней гармонично развитой личности применяется комплекс следующих здоровье сберегающих компонентов:
1.Утренняя гимнастика, должна проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка должна сопровождать каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
2. Физкультурные занятия.Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
3.Динамические паузы. Особое внимание должно уделяться отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости малышей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2-5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы здоровьесберегающие технологии в младшей группе начали работать
4.Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность. Физминутки проводятся в виде весёлых игровых действий продолжительностью около 2 минут.
Виды физминуток:
— физминутки-разминки;
— физминутки для глаз;
— пальчиковая гимнастика;
— упражнения для релаксации;
— упражнения для дыхания.
5. Гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна – комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и хорошее самочувствие ребёнка.
Виды гимнастики после дневного сна:
— разминка в постели и самомассаж;
— гимнастика игрового характера;
— пробежки по массажным дорожкам.
6. Подвижные игра — это сознательная, активная деятельность ребёнка. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке.
7. Закаливание следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы в зависимости от возраста. Закаляя детей среднего дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:
— повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями;
— приучать чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
— воспитывать потребность в свежем воздухе.
Традиционные виды закаливания детей:
— утренний прием на свежем воздухе, гимнастика;
— оздоровительная прогулка;
— воздушные ванны;
— воздушные ванны с упражнениями;
— сон с доступом свежего воздуха и т.д.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Они должны знать, что низкая двигательная активность ребенка – гиподинамия, путь к различным расстройствам здоровья.
Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условий для нормального развития детского организма.
Здоровый ребенок — жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств, проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, селен. Неблагоприятные погодные факторы, разная их смена ему не страшны, так как он закалён, его система терморегуляции хорошо натренирована разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. У него есть все условия для нормального гармоничного роста, он любит физкультуру и спорт. Благоприятные психологические условия в семье, дошкольном учреждении способствуют закреплению его физического здоровья.
Вывод: Мы стремимся к тому, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического характера.