Ранняя профориентация старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста проводится заблаговременно, когда до выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что большой объем информации о мире профессий дети могут «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают худо­жественные произведения о человеке труда. Больше всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, кос­монавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у детей чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотвержен­ный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Для чтения рекомендуются рассказы: И. Туричина «Че­ловек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвя­щены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Че­ловек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотвержен­ность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обяза­тельно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».
Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок.

В культуре разных народов много говорится о воспитании трудолюбия у детей, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, разные народы подчеркивают его психологическое значение и отмечают, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», — говорят аварцы, «Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче», — говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», — говорят даргинцы.

И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.
Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, которые понятны современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Таким образом, в ранней профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книга заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

189
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!