Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством арт- терапии

Всовременноммиревсёбольшерастётпониманиесемьикакопределяющейнетолькоразвитиеребёнка, ноивконечномитогеразвитиевсегообщества. Актуальностьрассмотрениясемейныхвзаимоотношенийкакфактораэмоциональногоблагополучияребенкадошкольникаопределяетсясовременнымиусловиямисемейноговоспитания.Особенностивзаимодействияребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений, привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшейжизни, являютсясвоеобразнымэталономпостроенияегоотношенийсдругимилюдьми.Эффективнаяпрофилактиканарушенийэмоционально-личностногоразвитияудетейдолжнаначинатьсясродителейребенка.

Современныесемьинуждаютсявквалифицированнойпомощи, вниманиииподдержкепедагогов, в воспитании детей, в повышении психолого-педагогической культуры. Сегодня семьенужнапомощьвосознанииновыхреалийиподлинныхжизненныхценностей, поддержкавосвоении новых способов общения со своими детьми. Современный детский сад призван нести этупросветительскуюмиссию–ондолженстатьдетско-родительскимцентром, гдекаждаясемьянайдетподдержкуипомощьвстольтрудномвопросе, каквоспитаниедетей.[9,13].Положительным итогом такой работы является улучшение взаимопонимания в семье, изживаниенегативных паттернов общения с ребенком, которые и являются причиной возникших отклонений вэмоцияхиповедении.Важно, чтобыродителиприобрелиболеепозитивныйвзгляднасвоегоребенка, полнее понимали и принимали его индивидуальность, осознавали вред и пользу своихвоспитательныхвоздействий.

Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности иобщества.Онадаетчеловекупредставленияожизненныхцеляхиценностях, отом, чтонужнознать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки примененияэтих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое«я» с«я» другихлюдей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневногообщения. Оптимизация детско-родительских отношений является одним из важных направленийработы психологов.

В системе детско – родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от неговбольшеймерезависит, какскладываютсяэтиотношения.Ведьпроблемыребенкачастоберутсвоеначаловсемьеиотражаютсемейнуюситуациювцелом.«Дефицитлюбви» приводитктяжкимпоследствиямвдушевномразвитииребенка(Т.А.Флоренская).Приэтомдетивоспринимаютмиротношенийвузкомдиапазонеминорныхнастроений: грусти, обиды, враждебностии страха.Ониискаженно видятиреальныеотношениямеждулюдьми. [8,59].

Еслиребенкунедостаетлюбви, возникаюттакназываемые«психическиеотклонения», трудностихарактера, дефектыличностивплотьдодушевныхзаболеванийДефицитвниманияприводит к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению ребенкакакспособукомпенсациинедостаткапризнанияи любвисо сторонывзрослых.

Семья–этосистема.Следовательно, любогоребенканеобходиморассматриватьвконтексте семьи. [1,46]. Для того чтобы изменения произошли в поведении ребенка, необходимо, чтобы они произошли в семейной системе, и в первую очередь в«Я позиции» значимого дляребенкачеловека.[2,7].«Еслимыслиипоступкичеловекаменяются, томеняютсяиегоотношенияс тем, кто демонстрирует проблематичное поведение, что в свою очередь сказывается на самомповедении, каквмобиле.Гдеимпульс, направленныйнаодинэлемент, вызываетчастопоразительные изменения отношений во всей системе» [7,84]. Признание приоритета семейноговоспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этихотношенийопределяетсяпонятиями«партнерскиеотношения»наоснове«сотрудничества»и

«взаимодействия».

Приступаякдеятельности, мыосновывалисьнатом, чтоспециальноорганизованныеразвивающиезанятияспособствуютоптимизациидетско–родительскихотношенийивперспективе формированию гармонично развитой личности ребенка. Для гармоничного развитияребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видетьвродителях, преждевсегоподдержку, безоценочнуюлюбовьиощущатьрядомснимисебябезопасно.Отношенияребёнкаиродителейявляютсяпозитивными, еслионинасыщеныконтактами.

В построении деятельности учитывался факт, что функциональные изменения в семейнойсистеме происходят только тогда, когда меняются отношения членов семьи. Когда вся системаотношенийвсемьеизменится, остальныееечленыбудутмотивированыдвигатьсявтомженаправлении. Именно поэтому деятельность осуществлялась совместно с родителями, в первуюочередьсмамойкакнаиболеезначимымлицомдлямалыша.Мыучитывали, чтохарактервосприятияребенкомлюдей, настроенияокружающихзависитотопытасемейногообщения.

Цельнашейдеятельностипривзаимодействиисродителями: гармонизациядетскородительскихотношенийвдиаде«ребенок-родитель».

Впроцессеорганизациивстречрешалисьследующиезадачи: актуализацияпозитивногоэмоциональногоопыта., осознаниесемейныхролейиотношений; увеличениевзаимнойоткрытости., развитиеспособностиконструктивноговзаимодействия., снятиепсихоэмоциональногонапряжения.

Родителямбылпредложенциклтренинговыхзанятий«Дружнаясемейка», которыйпредполагалпроведение10 занятий (1-2 разавмесяц).

Цикл тренинговых занятий в диаде «родитель-ребенок» по развитию и гармонизации детско-родительскихотношений«Дружнаясемейка».

  • 1.«Мамаия»Цель: актуализациячувстваединениявдиаде«матьиребенок»
  • 2.«Будем знакомы!» Цель: развитие интереса друг к другу в диаде «родитель – ребенок».3.«Учимсясердиться»Цель: формированиенавыковконструктивноговзаимодействияв

диадах«родитель-ребенок»

  • 4.«Учимсяобщаться»Цель: формированиенавыковконструктивноговзаимодействиявдиадах«родитель– ребенок».
  • 5.«Тыменяпонимаешь?»Цель: развитие чувстваэмпатии, установление взаимопониманиявдиадах«родитель– ребенок».

6«Спортляндия»Цель: актуализациячувстваединениявдиаде«матьиребенок»

  • 7.«Вместемысила!» Цель: развитиепознавательнойактивностидетейвсовместныхиграх-занятияхсродителями.
  • 8.«Игры, вкоторыеиграют»Цель: Гармонизацияотношениявдиаде«ребенок-родитель»посредствомигровой деятельности.
  • 9.«Давайтесочинять»Цель: Установлениеоптимальныхмежличностныхотношениймеждуродителямиидетьми.
  • 10.«Следнапамять»Цель: Закреплениеполученныхназанятияхзнанийиопытавзаимодействиявдиадах«ребенок иродитель».

Большинствоупражненийбылиподобраныдлявыполнениявдетско-родительскихпарах.Числоучастниковнепревышало4-5родительскихпар.Продолжительностьзанятийот30до45

минут. Встречипроходиливзале, разделенномнанесколькозон: свободноепространстводляподвижных игр, «мастерскую» для выполнения творческих заданий и рабочую зону, где участникиудобнорасполагались длясовместной деятельности.

Формированиетренинговойгруппыпроисходилонадобровольнойоснове.Навводномзанятииродителейпознакомилисосновнымипринципамигрупповойработы, проговорилинекоторыедополнительныеусловия. Предварительноевводноезанятиеоченьважнокакдляродителей, так и для педагога. Именно на первой встрече происходит закладывание доверительныхотношений родителей и педагога. Родителям дается возможность рассказать осебе, о ребенке.Высказаться по поводу своих целей и ожиданий от предстоящего взаимодействия. На этом этапепедагог имеет возможность подкорректировать ожидания родителей, либо, исходя из полученныхзапросови темы самихвстреч.

Каждоезанятиетренингавключаловсебяигрыиупражнения, направленныенасамопознание, самораскрытие, раскрытие коммуникативных навыков. Проведенные совместные сродителями занятия позволили детям сепарироваться от группы и психолога, а также применитьновые навыки в своей социальной среде. Большое значение в тренинговых занятиях было отведеноэмоционально окрашенным упражнениям, позволяющим актуализировать ранние чувства, статьближеипонятнеедругдругу, творческиезаданияспособствовалиощущениюудетейособойрадостиот совместногосозидания.

Назанятияхширокоиспользовалисьарт-терапевтическиетехники, таккакарт-терапияобладаетрядомпреимуществпереддругимипсихокоррекционнымиметодами:

  • 1.Неимеетвозрастныхограниченийипротивопоказанийвиспользовании.
  • 2.Вызываетположительныеэмоции.
  • 3.Сближаетлюдей.
  • 4.Являетсясредствомсвободногосамовыраженияисамопознания.
  • 5.Основананамобилизациивнутреннихмеханизмовсаморегуляциииисцеления.
  • 6.Имеет «инсайт — ориентированный» характер и направлена на изменение мироощущения человекаисистемы егоотношений.[2,11].

Основнаязадачаарт-терапиикакнаправленияпсихологическойработысдетьми–спомощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у нихпозитивноемировосприятие.Входеиспользованияарттерапевтическихтехникснимаетсяпсихоэмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешностьи одобрение со стороны взрослых. Ведь для арт-терапии очень важно создать атмосферу принятия, способствоватьсамовыражениюребенка, гармоничномуразвитиюличностиипреодолениюпсихологическихтрудностей. [4,28].

Ценность цикла занятий в диаде «ребенок-родитель» в том, что родитель и ребёнок осознаютсебя и свои потребности во взаимодействии отдельно друг от друга: не «Мы», а «Я» и«Ты», вступаютвовзаимодействиесдругимивзрослымиидетьми, наблюдаютразныеспособывзаимодействия между ними. В процессе совместной деятельности родители учатся не критиковать, не делать замечаний по поводу того, что у ребенка не получается. В процессе арт-терапевтическойдеятельностиудовлетворяетсяактуальнаяпотребностьвпризнании, позитивномвнимании, ощущениисобственнойуспешностиизначимости.Высвобождаетсяпсихологическаяэнергия, котораятратитсяребенкомнанеэффективноенапряжение.Ребенокначинаетчувствоватьсебяспокойно, расслабляется.Психологическаязащитаввидедемонстративности, негативизма, агрессииуступаетместоинициативности, творчеству.Черезтворчестводетиполучаютновуюинформацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнениеучитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняетсвои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться совзрослым»,«меняпонимают»,«мнепомогают, меняподдерживают».Ребенокненаходитсявситуации контроля и не тренируется использовать новые способы поведения. На место утратившихактуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «яполучаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешаетмнеполучатьудовольствиеот занятий».

Такимобразом, участвуявсовместныхдетско-родительскихзанятиях, родителипрактиковалисьвконструктивномвзаимодействиисребенком, унихпоявиласьвозможностьпосмотретьнасвоегомалышасостороны, внезнакомойдлянихситуации, родителипознакомились с моделями взаимодействия в других семьях. Попытались признать за ребенкомправонасобственныйвыбор, личнуюпозицию.Всеэтообеспечилопониманиеилучшеевзаимодействиевсемье.

Списоклитературы:

  • 1.Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст]: краткий лекционный курс / А.Я.Варга.– Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 144 с.
  • 2.Волобуева, И.В.«Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений вусловияхдошкольногоучреждения[Текст]: пособиедляпедагогов, психологовучреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Волобуева. – ООО ИД «Белый ветер»,2006. –45 с.
  • 3.Арт-терапия — новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. –336с.
  • 4.Марковская, И.М.Тренингвзаимодействияродителейсдетьми[Текст]/И.М.Марковская.– Санкт-Петербург: Речь, 2005. –150 с.
  • 5.«Тыснами!»[Текст]: системныевзглядыирешениядляучителей, учениковиродителей

/М.ФранкеГрикш; перснем.–Москва: Институтконсультированияисистемныхрешений,2012.

–171 с.

  • 6.Флоренская, Т. А. Мир дому твоему. Человек в человеке [Текст] / Т.А. Флоренская //Воспитаниешкольников.–1999. –№1. –С. 34-39; №2, С. 27-31; №4, С. 37-40.
  • 7.Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразования«Мироткрытий» [Текст] / Науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательскийдом«Цветной мир», 2015.— 336с.
174
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!