Конспект экскурсии в мини-музей «Родной край»
Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.
Предварительная работа.
Рассматривание мордовских национальных костюмов.Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.Отгадывание загадок.Заучивание пословиц, потешек, закличек.Слушание национальной мордовской музыки.Проведение мордовских подвижных игр.Оборудование:
Экспонаты в мини-музее «Родной край», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.
Ход экскурсии.
В: Ребята сегодня мы с вами посетим мини — музей уголок мордовской избы, который находится в нашей группе. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в мини- музее:
1. Предметы, находящиеся в мини- музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.
2. В мини- музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но не озоровать, не толкаться и не кричать.
Дети с воспитателем заходят в избу.
В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.
Что вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)
Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)
Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».
Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)
Воспитатель задает загадки:
1. Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
2. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (чугунок)
3. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.
В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.
Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.
В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Мордовская подвижная игра «Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка:
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.
В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.
Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.
Итог занятия:
В: Ребята, мы с вами сегодня посетили мини музей нашего садика «Родной край».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).