Конспект Нод в старшей группе по ИЗО "Кукла в национальном костюме"
Тема: «Кукла в национальном костюме»
Цель: приобщение детей к истокам мордовской национальной культуры.
Задачи:Познакомить детей с женским мордовским национальным костюмом, его внешним видом.
Дать первоначальные представления о его основных элементах (панар, пулай, панго, каркс,); о цветах которые преобладают в мордовском костюме.
Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
Формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского костюма, выделять его характерные цветовые особенности;
Развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;
Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, подвижная игра и пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание кукол в мордовских костюмах, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки, проведение мордовских подвижных игор.
Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс).
Оборудование: кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, листы бумаги размером А4 с нарисованными на них силуэтами куклы в мордовском костюме, гуашь, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? Я тоже люблю. Послушайте, что я нарисовала вчера.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.
Воспитатель: А что такое родина? (ответы детей)
У каждого человека есть своя родина — это место где мы родились, провели свое детство. А как называется большая страна, где мы живем? (ответы детей)
А в России есть край, наш мордовский-
Он самый красивый
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Вопросы к детям:
-Дети, понравилось вам стихотворение? (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем оно? (ответы детей)
-Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? (ответы детей)
— А кроме мордвы в нашей республике живут люди и других национальностей? Кто их перечислит? (ответы детей)
Воспитатель: Да, всё верно. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни.
(Стук в дверь)
Воспитатель открывает дверь и вносит в группу куклу в мордовском национальном костюме
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам в гости пришла кукла в очень красивом наряде. Её зовут старинным мордовским именем – Алдуня.
А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья? (ответы детей)
Молодцы.Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.
Основной одеждой считается рубаха по-мордовски — панар. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
Это пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.
Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Панго). (Дети повторяют новые слова)
Воспитатель: А теперь обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить, в украшениях на мордовском костюме? (ответы детей)
Правильно, ребята, белый, красный, черный, зеленый. Есть даже такое стихотворение
Вышивка мордовская, славилась всегда
И вам она понравится.
Смотрите вот сюда:
Все узоры разные, черные да красные,
А зеленый след, освежает цвет
В праздники мордовки наряжались в свои самые красивые наряды и играли в разные подвижные игры. Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в мордовскую народную игру «Раю-раю»
Физкультминутка: Мордовская народная игра «Раю-раю»
Воспитатель: Ребята, у Алдуни есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные наряды, но все они белого цвета. Она просит помочь их украсить. Поможем куклам? (ответы детей)
Проходите и садитесь за столы. У вас на столах лежат листы бумаги с изображением куклы в мордовском костюме, сейчас раскрасим их теми цветами, которые использовали для украшения своих костюмов мордовки в старину.
А прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок!
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие наряды у вас получились.
Кукла Алдуня благодарит вас. Теперь они с подругами куклами могут отправиться на праздник
Рефлексия.
Вопросы к детям:
— Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей)
— Что мы с вами делали? (ответы детей)
— Какие цвета мы с вами использовали в наших работах? (ответы детей)
— Ребята, а какое у вас настроение после занятия? (ответы детей)
— Что вам больше всех запомнилось на нашем занятие? (ответы детей)